«Слезинка ребёнка» – крылатое выражение из романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алёшей, монахом-послушником, говорит о том, что он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии».
В начале разговора выясняется, что Иван вовсе не безбожник, каким он сначала представлялся брату. «Ну так представь же себе, что в окончательном результате я мира этого божьего – не принимаю и хоть и знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе. Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять. Оговорюсь: я убежден, как младенец, что страдания заживут и сгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж, как гнусненькое измышление малосильного и маленького, как атом человеческого эвклидовского ума, что, наконец, в мировом финале, в момент вечной гармонии, случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утоление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими их крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать всё, что случилось с людьми, – пусть, пусть это всё будет и явится, но я-то этого не принимаю и не хочу принять! Пусть даже параллельные линии сойдутся, и я это сам увижу: увижу и скажу, что сошлись, а всё-таки не приму. Вот моя суть, Алеша, вот мой тезис».
Далее Иван говорит, что никогда не мог понять Христовой заповеди о том, что нужно любить ближнего. «По-моему, Христова любовь к людям есть в своём роде невозможное на земле чудо. Правда, он был бог. Но мы-то не боги». Любовь к ближнему Иван признаёт только в виде исключения, как любовь к детям. Только маленькие дети достойны этой безоговорочной любви, потому что они невинны. Но именно невинным детям в большей степени достаются мучения и страдания, которые над ними учиняют взрослые люди.
Во всяком человеке таится зверь, и вот этот зверь истязает невинного ребёнка, распаляясь от собственного зверства, закрывает его в холодной и тёмной уборной. А что же ребёнок? «Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к «боженьке», чтобы тот защитил его, – понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без неё, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок ребёночка к «боженьке»... Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискуплёнными слезами своими к «боженьке»!»
Обычно образ «слезинка ребёнка» употребляется, когда речь идёт о проблеме соотношения цели и средств её достижения, когда хотят сказать, что нельзя пытаться достичь каких бы то ни было высоких целей за счёт страданий невинных людей. Именно в таком контексте этот образ подняла на щит российская либеральная интеллигенция, когда выступала против самодержавной России, именно этот образ стал знаменем «прорабов перестройки», когда необходимо было зачеркнуть советское прошлое, «построенное на крови и слезах невинных людей», и выйти на путь к новой жизни, где процветают свобода, гласность и западные ценности.
С лёгкой руки некоторых либеральных мыслителей считается, что в современной России потому не любят либералов, что все наши граждане по натуре рабы. Понятно, что такие заявления любви к либеральной прослойке не добавляют. Либералов в России не любят не потому, что они стоят за свободу, демократию и европейские ценности, а потому, что с лёгкостью необыкновенной они по отношению к 140-миллионному народу высказывают мысли, достойные доктора Геббельса. Потому, что эти «гуманисты» всегда готовы оправдать любые зверства американцев и НАТО в Ираке, Ливии, Сирии, украинских нацистов на Донбассе. Потому, что истеричная лживость и двойные стандарты, присущие Западу, стали сущностью этих борцов с авторитарным режимом.
Но главное преступление российской либеральной интеллигенции заключается в том, что в определённый период насаждения в России либеральных ценностей она проявила к людям, в том числе и к невинным детям, не меньше жестокости, чем «царские сатрапы» или «сталинские палачи». В России за постсоветские годы число детей сократилось на шесть миллионов. Сотни тысяч (если не миллионы) детей школьного возраста не посещали школу. Избиение детей в семьях – обычное дело. Детская преступность. Проституция. Наркомания. Голод. Грязь. Болезни. И всё это – сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч.
Это всенародное бедствие игнорировала российская интеллигенция, в своё время смаковавшая знаменитую «слезу ребёнка» Достоевского и умилявшаяся своим высоким интеллектом, гуманизмом, моральностью и... смелостью. Теперь речь идёт об океане слёз миллионов детей. И к ним привыкли как к чему-то будничному, само собой разумеющемуся.
И всё это делалось не ради «высшей гармонии» и «высокой цели». Результатом морями пролитых детских слёз стали развал великой страны, дикая приватизация всенародного богатства, развал экономики, обогащение небольшой группы людей, близких к новой власти России, новые условия жизни, при которых большинство людей оказывается за чертой бедности и нищеты, а многие лишаются жилья, рост преступности, детская беспризорность, огромная смертность среди населения.
Мерзость всегда мерзость, как бы она ни прикрывалась бесцельными
разговорами о свободе, демократии и гуманизме. Даже справедливая критика власти и существующих порядков, звучащая из уст этих людей, не достигает реальной цели, поскольку часто отдаёт расизмом, противопоставляя русских людей низшего сорта западным первосортным людям, ненавистью к собственной стране, которую не жалко пустить в распыл и сделать колонией западного мира. Великая подлость этих людей заключается в том, что, пролив моря слёз невинных созданий, они продолжают своё чёрное дело, толкая страну и народ к новым потрясениям, к новым жертвам, а, в конечном итоге, и к гибели целого народа, что было не под силу даже самым кровавым диктаторам в истории человечества.