Когда мы говорим об исторических корнях какого-либо явления, мы не можем упускать из вида исторический, культурный и социальный контексты. Так же и терапевт, работая с клиентом, не может в полной мере интерпретировать его символы, не учитывая его индивидуального контекста -- интересов, историй из детства и юности, когда могли происходить возможно малозаметные, но ключевые для психики события.
Лечебные эффекты
Без доли пафоса можно утверждать, что психология уходит корнями в глубокую древность. Люди всегда имели потребность в излечении тела и души. В древности этим занимались шаманы и знахари, позже церковники и лекари.
По свидетельствам антропологов, первобытные люди жили не просто в единении с природой, но осознавали себя ее частью, поэтому болезни, в том числе душевные, воспринимались, как нечто пришедшее извне. Будто бы какое-то мифическое существо напало на человека и вложило в него болезнь. Это внешнее влияние болезни было необходимо устранить, извлечь или изгнать из тела человека.
Сейчас такой подход кажется странным, но наши предки истинно верили в силы, авторитет и методы тех, кто их лечил. Даже если в результате лечебных манипуляций знахарь будто бы извлекал из уха больного камешек, болезнь в тот же миг благополучно отступала.Но, для должного эффекта, было необходимо соблюдение определенных правил:
- вера в лекаря и его способности;
- особенная эмоциональная связь между лечащим и больным;
- признание больным своей болезни и вера в то, что применяемые методы обязательно помогут;
- одобрение лечения племенем/обществом, в котором жил больной.
Эти правила важны, конечно, не для того, чтобы человек поверил в то, чего не существует. Для больных древнего общества существовало все, во что они верили. Эти правила, так похожие на те, что сопровождают терапевтический процесс современного человека, были нужны для формирования особенной атмосферы доверия, без которой никакой процесс лечения не будет эффективным. На сколько бы современным он ни был.
Что-то приходит, что-то уходит...
Времена менялись, научно-технический прогресс не стоял на месте. Люди начали отделяться от природы, переезжая на заработки в города. В медицине и психологической практике произошло окончательное расставание с церковью. Хотя, потребность человека в безопасном пространстве, где можно было разместить свои тревоги и боли, осталась.
В эпоху Просвещения психотерапевт встал на место пастыря, как в эпоху индустриализации наука встала на место религии.
К концу 19 века психология и вовсе поменяла свои ориентиры. Опираясь на открытия Дарвина и его теорию эволюции лечение человека стало больше внимания уделять физиологии. Некоторые болезни и приемы, которые были популярны в определенные эпохи, ушли вместе с ними.
Подсознание и бессознательное
Изучению подсознания всегда отводилась особенная роль. В древних обществах оно воспринималось, как источник общения с потусторонним миром и даже как возможность узнать причину болезни конкретного человека. Каналом для доступа к бессознательному традиционно являлся сон и особые состояния сознания, которые достигались, в том числе, с помощью гипноза.
Работа с подсознанием давала людям не только информацию о психической болезни, но и открывала доступ к знаниям древних культур, их символам и мифам. Это составляло основу интереса такого известного психолога, как Карл Густав Юнг. С помощью анализа снов своих пациентов, он сформулировал концепцию коллективного бессознательного. А изучая мифы и символы древних обществ, он создал знаменитую теорию архетипов и обосновал их роль в психике человека.
С развитием науки люди перестали считать сон лишь умозрительным проявлением бессознательного. Теперь его изучают совместно с физиологией человека.
Юнгианская, равно как аналитическая психология и терапия, неотрывны от символов и мифов прошлого в познании настоящего психического мира человека. Психология трансформируется и меняется, относительно времени в которой существует. Так же и отдельный человек проходит собственный путь индивидуации.
Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)