4 года назад, будучи в декретном отпуске, я отучилась на того самого многофункционального смм-специалиста: писала тексты, подбирала визуал, настраивала таргет. 7-ми летний опыт в маркетинге сильно помогал мне в понимании контекста и целей смм-продвижения. Тогда я договорилась с собой, что если выйду на регулярный доход, равный моей зарплате в найме, то уволюсь и уйду в столь привлекательное свободное фрилансерское плавание. Договорённость с собой я выполнила и быстро обросла таким количеством клиентов, которые уже едва ли могла охватить. Тут и начинается моя история становления как предпринимателя. Не путать с историей успешного успеха. Моя история про постоянное обучение, пробы и ошибки, поддержку, финансовые потери и личностный рост.
Сегодня я руковожу своим диджитал агентством E-Shishkova Agency c командой из 20-ти специалистов. И хочу поделиться с вами самыми значимыми отметками на своём пути. Который, к слову, только начинается. Знаю, что у многих есть страхи, вопросы, проблемы и неуверенность при мысли о начале своего дела. А громкие истории с миллионными оборотами только отдаляют от этих мыслей. Хочу, чтобы моя история оказала совсем обратный эффект – вдохновила и помогла.
Слово, от которого все устали
Да, делегирование. То самое слово, которое звучит из каждого утюга. Но если разложить его на детали, то здесь и кроется сакральный смысл и точка отсчёта пути предпринимателя. На своём Телеграм-канале недавно давала пошаговый алгоритм “С чего начать делегирование”.
Будучи смм-специалистом, у меня было 2 пути: упереться в потолок проектов, обозначить свой максимум, признаться себе в этом и жить дальше без страданий ИЛИ найти способ расширить свои возможности и нарастить объём, передав часть своего функционала специалисту. Так, поиски копирайтера себе в помощь положили начало становления моей команды. Главное – решить для себя, нравится тебе делать всё руками или управлять процессами и людьми, которые будут делать всё руками. Становясь предпринимателем, фокус с ручной работы перемещается на настройку всех процессов, ведение бухгалтерии, найм персонала и т.п. Это важно понимать.
Обстоятельства, которыми ты не управляешь
Становление моего агентства выпало на самый нестабильный период последних десятков лет. Последние 3 года я только и успевала отходить от шока и предпринимать то одни антикризисные меры, то другие. Есть стойкое ощущение, что вне кризиса я и не работала. Это, безусловно, закаляет и делает сильнее меня, как предпринимателя. В пандемийный год агентство сильно приросло в прибыли, потому что фокус сместился в онлайн. Это история про то, что ты всегда можешь на что-то повлиять. Пусть не глобально, но в рамках своего окружения и своих собственных действий. Да, ты уже не можешь планировать на год вперёд. Но спланировать правильные и эффективные шаги на месяц в большинстве случаев вполне возможно. Ключевая мысль – не останавливаться и подумать, что можно делать иначе.
Страхи, от которых не избавиться
По большому счёту, от страхов невозможно избавиться. Их можно только взять за руку и идти в незнакомый процесс или дело вместе с ними. Потому что единственное, что может нас остановить перед теми или иными действиями – это наши мысли. Задача предпринимателя в первую очередь работать над тем, что происходит у него в голове. Экспертам, например, очень часто бывает страшно передать какую-то задачу другому специалисту. Кажется, что эту работу никто не выполнит лучше тебя. Но это абсолютно не так. Только проработав свои страхи возможно развивать бизнес, фокусироваться на стратегии, а не на операционных задачах. Становится больше свободного времени для этого и зарабатывать начинаешь больше. Как-то слышала выражение с таким смыслом – то количество ответственности, которое ты готов брать на себя каждый день, прямо пропорционально размеру твоего заработка. Так и есть.
Выбор, который я делаю каждый день
На старте, когда еще не было опыта ведения большого количества клиентов, я брала все проекты подряд. В моем опыте случались ошибки, которые было сложно предвидеть. Только несколько раз упав, можно понять, как в будущем перескочить очередную ямку. Были и неоплаты работы и неприятные ситуации в коммуникации. Именно это помогло мне прийти к мысли, что я выбираю клиентов.
Это не про тщеславие, а про заботу о себе и о своей команде. Задачи “заработать любым путём” нет. Как по мне – это тупиковая и недолгосрочная стратегия. Все дело в том, что в смм-продвижении вы с клиентом одна команда. По-другому результата не получится. От того, насколько клиент нам доверяет, зависит результат работы.
Сейчас я уже на первом созвоне с потенциальным клиентом стараюсь понять, сможем ли мы сработаться или все же нам не по пути. Так я отсекаю токсичных и не всегда адекватных клиентов.
Одной из самых важных рекомендаций тем, кто только начинает свой предпринимательский путь или задумывается о нём – не пренебрегать чужим опытом и ошибками. Свои ошибки, конечно, необходимы. Но постоянно биться лбом о грабли – это необязательное условие. Я в постоянном тандеме с различными помогающими специалистами. Причем помощь эта может быть всегда разной. Сегодня мне нужен коуч и наставник по бизнес-процессам, а завтра мне нужна йога и зарядка. Я стараюсь слушать себя и помогать себе так, как того требует момент. Во время зарядки могут прийти не менее гениальные бизнес идеи, как и во время работы с наставником.
Агентство сейчас находится на этапе ясельной группы, если сравнивать бизнес с ребенком. У нас впереди еще много испытаний и достижений. Обо всём этом мы каждый день рассказываем на Телеграм-канале агентства.
В команде 20 человек, мы работаем полностью удаленно и это наша общая ценность. Мы не зависим от дорожного трафика и рабочего графика. Мы работаем так, как удобно нам. При этом мы действительно команда, которая создает интересные проекты и бесконечно генерит новые идеи. Всё это позволяет нам показывать результат для наших клиентов, который всегда выражается в росте выручки и открытии новых торговых точек. Ведь смм-продвижение это не про лайки и подписчиков, а про клиентов и продажи.