14 апреля вышел пятый, финальный сезон Amazon Prime «Удивительной миссис Мейзел». Сериал Эми Шерман-Палладино, начавшийся в 2017 году, рассказывал о домохзяйке из 50-х гг, решившей стать стендап-комиком. Во многом шоу строилось на гендерном конфликте юмора: то, что считается смешным в исполнении мужчин, публика не готова услышать из уст женщины. Главная героиня Мидж продолжает бороться со стереотипами, постепенно отстаивая свое право видеть забавное там, где остальные стыдливо отводят глаза. Все это время комикессу окружали очень разные мужчины, которые очень по-разному шутят: присмотревшись к ним повнимательнее, мы разглядели канонические типажи шутников, которых можно встретить не только в Нью-Йорке середины XX века. Шутники расположены от более несмешных — к самым уморительным. Самый серьезный человек на свете: Реджи (Стерлинг К. Браун)
На последнем месте логичным образом оказался человек, который не понял юмора Мидж и обзавелся репутацией ее кровного врага. Впрочем, менеджер Болдуина — точно прописанный персонаж, реакции и мотивации которого довольно предсказуемы, а за строгостью и безразличием прослеживается драматический надлом. Будучи талантливым артистом, еще в юности Реджи предпочел стать проводником Шая в мире шоу-бизнеса: он дотошно и прямолинейно выполняет свою работу, в которой (увы!) нет места иронии, — вся шутливость и воздушность досталась певцу. С человеком такого склада не хочется оказаться за одним столом на празднике, но вероятно стоит сотрудничать: Реджи — виртуозный агент (карьера Шая тому подтверждение), и во много он ведет себя куда профессиональнее Сьюзи. Остряк-самоучка: Арчи Клири (Джоел Джонстоун)
Не все хорошие парни хорошо шутят: лучший друг Джоэла и муж Имоджен Арчи вступил в довольно тоскливую пору кризиса среднего возраста, и едва ли юмор помогает ему справиться с внутренней неуверенностью. Три ребенка, супруга, которая вышла на скользкий путь эмансипации, стабильно средний доход: Арчи сбегает от заевшей рутины в клуб Джоэла и несколько раз даже порывается уйти из семьи, но едва ли это тяга к мимолетным приключениям обернется принятием серьезного решения. Вполне вероятно, старательного парня и отличного игрока в бейсбол ждут перемены, как и всех вокруг: в четвертом сезона Арчи преобразится, и его (не)смешные шутки теперь не всегда будут отмечены горькой иронией и привкусом неудачи. Смешной до слез: Ленни Брюс (Люк Кирби)
Разумеется, ставить легенду стендап-комедии XX века на второе место в списке смешных мужчин «Удивительной миссис Мейзел» — каприз и кокетство, но будем считать, что Ленни вне конкурса. Эта строчка в хит-параде — как приз жюри на мировых кинофестивалях: все мы понимаем, что Брюс лучший, а их взаимодействие с Мидж — чистая магия, на которой сериал продержался бы не только пятый, но и восьмой, и десятый сезон. К сожалению, есть в комедии Ленни, одно «но», которое разбивает сердце и не позволит шуткам длиться вечно: артист скончался в 1966 году в возрасте 40 лет. И этот отпечаток фатума поблескивает в уголке глаз талантливого Люка Кирби: каждое появление Брюса сколь желанно, столь и трагично, а каждая юмореска одновременно уморительна и печальна (как номер all alone из финала второго сезона). Ленни заставляет смеяться буквально до слез. Гэги перемен: Эйб Вайсман (Тони Шэлуб)
Фрейд не был бы разочарован верхней строчкой: самый лучший, смешной и родной человек — это, конечно, папа. Эйб Вайсман гармонично сочетает в себе бескомпромиссные патриархальные и религиозные традиции с тягой к переменам. На словах он может показаться и заносчивым, и эгоистичным, и порой агрессивным в своей тотальной невнимательности к близким. Но мастерство Эми Шерман-Палладино в том, что именно юмор позволяет залечить все противоречия и стать платформой примирения. Там, где Эйб хочет быть серьезным, отстаивая ретроградные убеждения, он выглядит смешным и, чаще всего, беспомощным. Но это обратная сторона Луны и мелкий шрифт: профессор и интеллектуал, мистер Вайсман тяготеет к сложносочиненному юмору, соседствующему с напускным нигилизмом, под которым прячется болезненное неравнодушие ко всему: от семьи до страны. Он едва поспевает за женой и дочерью, но постепенно проникается и культурой стендапа, и стремлением Мидж к самостоятельности, и даже заново ищет свое призвание в журналистике. Его комедия быта рождается из оголенных противоречий, которые всегда лучше видны со стороны. Пожалуй, именно отец Мириам — квинтэссенция перемен, которым, по сути, и посвящен сериал. Эйб лишний раз доказывает, что шутки помогают жить дальше каждый день, даже когда вокруг бардак, дверь в кабинет заставлена коробками, а шляпка не подходит к перчаткам. Смотрите «Удивительную миссис Мейзел» на Amazon Prime.