Карл Брюллов — великий живописец-классик, автор ряда монументальных полотен, профессор. Талант художника был признан далеко за пределами его родины, но в личных отношениях подобного успеха и гармонии не было.
Брюллов был женат только раз, а продлился брак даже не год и не полгода, а только месяц! Не стоит забывать, что речь о XIX веке, когда брачный союз не так просто расторгнуть — для этого нужны были серьезные основания. Причиной расставания стало нечто, настолько ужасное, что церковь дала разрешение на развод. На самом деле, точная причина разрыва не известна до сих пор.
Муза
Каждому художнику полагается рано и поздно обзавестись музой — прекрасной дамой, которая будет вдохновлять на творчество, ее лицо будет почти на каждой работе. Для Брюллова такой дамой сердца была Юлия Самойлова. Красивая дама, дочь генерала Палена, младше художника на 4 года. Семья девушки была богатой и известной, поэтому девушку ждал выгодный брак.
Став графиней Самойловой, она не стала счастливой женой. Брак довольно быстро распался, а Юлия начала независимую жизнь. Отношения с Брюлловым были длительными и незаконными — в брак они так и не вступили.
Первый и единственный брак художника
В 1838 году живописец встречает Эмилию Тимм — ей было почти 18 лет. Ему 39. Ничего сенсационного в такой разнице в возрасте не было, а вот то, к чему привели отношения — настоящий скандал.
Девушка была красива, происходила из семьи рижского градоначальника. На тот момент отношения с Самойловой дали трещину, а Брюллов задумался о продолжении рода. Эмилия была молода, грациозна, казалась влюбленному просто ангелом.
Не лишена была девушка и талантов — пела, играла на музыкальных инструментах, получила хорошее образование. В итоге, Брюллов делает юной красавице предложение, родители радостно дают согласие на брак. На этом счастливая история оканчивается.
Перед закатом
Накануне свадьбы все было отлично, пара была влюблена — брак должен был быть результатом любви. Но Брюллов начинает вести себя странно, он угрюм и несчастлив, что замечают все знакомые. Поползли слухи, что в паре разлад. Кроме того, свадьбу перенесли на ближайшую дату — по меркам того времени, не самый лучший знак.
Сама свадьба была слишком скромной, учитывая положение невесты и жениха. Присутствовали только самые близкие родственники. Жених был рассеян, раздражен, словно торопился куда-то:
«Свадьба профессора живописи Карла Павловича Брюллова была незаметной до крайности – все тихо, обыкновенно, непразднично. В лютеранской церкви святой Анны, что на Кирочной улице, народу почти не было – только близкая родня.
Брюллов в продолжение венчания стоял, глубоко задумавшись, и ни разу не взглянул на невесту; лишь изредка он поднимал голову и неприлично торопил пастора с окончанием обряда».
После свадьбы невеста была спокойна и весела, чего не скажешь о супруге. Через 40 дней Эмилия покидает дом мужа и возвращается к родителям. Сам же Брюллов переехал к другу.
Что случилось?
Правду мы уже не узнаем, но, стоит отметить, что в те времена ни пьянство мужа, ни его странности, а они у Брюллова были, не были достаточным поводом для разрыва церковного брака. Даже побои не были! Случилось нечто более весомое. Законными поводами могли бы быть: невозможность иметь детей (для подобных выводов прошло слишком мало времени) и измена.
Общество резко осудило Брюллова, на него вылилось немало грязи, о чем позаботились близкие Эмилии. Интересно, что на развод подала не жена (например, за побои, как предполагали), а сам художник! Обращался он в Синод и к самому императору. Брак расторгли только через 2 года. Из-за развода он лишился клиентов, от него отворачивались друзья, картины больше не выставляли в салонах. Поддержку Брюллову снова оказала муза — Юлия Самойлова.
А что, если…
«Она не девочка нынче, а опытная, слишком опытная женщина. Если же Алеша (Алексей Греч, второй муж Эмилии) в этом не успеет, то я утверждаюсь мыслию, что все это расположилось к лучшему. Она женщина предобрая, но родня ее поганая, особенно отец, шут и гаер, со всею своею ученостью, притом фальшивый двоедушник!» - так говорили перед вторым браком Эмилии. Возможно, дело именно в родне.
Ходил крайне грязный слух, что первая брачная ночь была у девушки не первой. А виновником «опытности» Эмилии был ее отец. Да, так бывает, но это не объясняет угрюмость и раздраженность Брюллова накануне свадьбы, задолго до брачной ночи. Исходя из этого, причиной не может быть и нрав художника. С виду, юную жену все устраивало — недоволен был супруг!
Если развить идею об инцесте, возможно, Брюллов узнал об этом до свадьбы, пытался смириться — ведь Эмилия не была виновата. Но выдержать подобную предысторию не сумел. Также считалось, что брак — только результат давления родителей девушки, он просто не смог «отвертеться».
Сплетен было немало: «Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились.
Впрочем, что теперь думать да гадать: поселилось в мастерской очаровательное существо с тонким лицом и легкими движениями; все мило в госпоже Эмилии – и веселое с немецким выговором щебетание, и застенчивость, с какой она убегает от нескромных шуток супруга, и немецкая карточная игра по мелочи, к которой она старается приохотить посещающих мастерскую учеников.
Но Великий невесел, что-то грызет его, не дает покоя, даже в райские минуты, когда супруга его садится к фортепьяно, след озабоченности не исчезает с его лица».
Если бы мы говорили о современности, причиной могло быть банальное нежелание жить в браке. 40-летний Брюллов поторопился с решением жениться, а отступить ему не дали близкие жены. Не могли они позволить расторгнуть помолвку — уж слишком велик позор дочери!
Брат художника вспоминал: «…В самый день свадьбы Карл оделся, как он обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла. Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось еще несколько минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не женись, погибнешь»...».
После разрыва живописец сделал набросок «Невинность, покидающая землю». На нем была девушка, очень похожая на Эмилию, которая воспаряла над разнузданным, пьяным обществом.
Развить из этого конкретную причину развода также сложно. Никак объяснений в виде писем, дневников до нашего времени не дошло.