Повесть Веры Галактионовой (р.1948) «Спящие от печали» с самого своего начала создаёт давящую атмосферу обречённости. И это не удивительно, ведь место действия повести – небольшой забытый Богом посёлок с неработающим горно-обогатительным комбинатом в бывшей союзной республике СССР, а ныне независимом азиатском государстве - Казахстане.
«В эпоху разлома империй не дай вам Бог жить на пограничных окраинах национальных материков»
- пишет автор. Герои повести, как титульной нации, так и не уехавшие русские, живут в бараке. Вот как пишет о них Вера Галактионова:
«Нет этим людям жизни на земле, нет им и пути на самый светлый верх, а меж смертью и жизнью, как меж небом и землёю, голодно пребывать, зябко. Томятся, жалуются души спящих – и не видят спасенья ниоткуда».
Герои повести все разные – и по возрасту, и по национальности, и по образованию, и по судьбе, но все они одинаково несчастны и не устроены в жизни. И, наверное, от этой неустроенности в жизни, от непонимания, почему их родина от них отказалась, забыла про них, многие понятия добра и зла путаются у них в головах. Вот, например, бывшая учительница, а ныне пенсионерка, Сталина Тарасовна радуется тому, что ей удалось удачно устроиться на работу:
«Всего неделю назад ей удалось устроиться сторожем на автозаправку – дежурить через двое суток на третьи. И она тогда ещё сразу всё сообразила и прикинула: теперь хорошо бы ей помереть на новой этой службе, и лучше всего – от бандитского мгновенного выстрела. Тут тебе и смерть лёгкая, и похороны за счёт производства! А замужней дочери её Галине – пригожей фельдшерице, живущей на другом конце города, уже не придётся ухаживать за нею, хворающей какой-нибудь вонючей старушечьей бесконечной болезнью. И главное – искать деньги на Тарасевнины похороны не надо будет уж никому!.. Выгода получалась преогромная со всех сторон: и заработок её к дочкиным копейкам прибавлялся, и будущее открывалось замечательное: автозаправку грабили часто…Тарасевну как раз и взяли в сторожа вместо убитого старичка, тоже устроившегося туда недавно по большому блату».
В соседней комнате живёт молодая супружеская пара – Иван и Нюра с маленьким сыном Саней. Чтобы прокормиться самим и помочь оставшимся без работы родителям, Иван разводит спирт и продаёт его под видом водки, а Нюра, выбиваясь из сил, плетёт на дому похоронные венки. Свёкор со свекровью приходят к ним на обильные обеды регулярно, а, наевшись и напившись той самой палёной водки, начинают обвинять молодых в том, что они не работают, а занимаются спекуляцией.
Ещё один жилец барака, пенсионер Бухмин, когда-то в молодости принимал участие в депортации чеченцев в Казахстан, и тяжёлые воспоминания не оставляют его ни днём, ни ночью. На мой взгляд, главы, посвящённые Бухмину, наиболее пронзительные в произведении, именно из-за чеченской темы. По иронии судьбы, многие чеченские семьи попали именно в тот посёлок, куда предстояло вернуться Бухмину после войны. И его родная тётка осуждает его за участие в чеченской кампании:
«Ну дезертиров – ладно, а беременных бабёнок зачем ты выселял?»
Как будто, кто-то его спрашивал, согласен он с политикой Сталина или нет. И
«Бухмин продолжал с тою же сумрачной злостью:
- …Наш мужик в огонь шёл и в падаль гниющую превращался. В прах!... Когда эти – размноженьем своим занимались… Может, наши жизни дешевле ихних были?! А?»
И ведь тоже прав… Но тётка отвечает ему с жизненной мудростью:
«Ладно… Не переживай. Твоя правда есть, Феденька! Только политическая вся она. А моя правда – жизненная. И так далеко они разошлись, правды эти, что беда».
И тётка выгоняет племянника из дома, потому что боится мести чеченцев.
Как ни странно, зачастую молодые обитатели барака оказываются мудрее пожилых. Так, Нюрочка твёрдо для себя усвоила, что
«В эпоху разлома империй нельзя рождаться детям на пограничных окраинах национальных материков».
А маленькая внучка Сталины Тарасовны на вопрос «Что такое царство антихриста?» вполне уверенно отвечает:
«Когда хорошее считается плохим, а плохое хорошим – это царство его».
Трудно живут все обитатели барака, и всё же находят поводы для радости. А что? Их же не режут, как, например, на Кавказе! Чем не повод для радости?
Да и чувство юмора не оставляет их. Та же Тарасевна, думая о своём незадачливом зяте, сетует на то, что он и крупный – а крупное тело больше еды требует, - и волосы у него густые – шампуня много уходит. Вот был бы зять маленький да лысенький – какая экономия была бы!
Поначалу показались перебором некоторые моменты. Вот, к примеру, старушка так говорит о жизни своей дочери в деревне под Калугой:
«Они – разутые, раздетые, дети малые, глупые. Там, под Калугой, на грибах живём, на ягодах. А к школе надо было им одежду. Взять-то негде… Прошлый-то год пропустили, не в чем было им… Муж-то у дочери в тюрьму сел за мешок картошки. С поля украл, от безработицы».
Напоминаю: речь идёт о времени нынешнем. Спросила у мужа, как там жизнь в Калужской области (он там вырос, ходил в школу, да и сейчас бывает регулярно). Говорит, так и есть.
Второе место повести, вызвавшее некоторое сомнение, это постоянное упоминание чайного гриба, который выращивала в банке Тарасевна. Как только этот гриб не обзывает Галактионова – и слизнем, и медузой. И заводят его, мол, от бедности, типа дешёвого подобия кваса. Ну это уж точно неправда. В Москве, к примеру, этот напиток пьют исключительно ради его приятного вкуса и пользы для здоровья.
Заканчивается повесть без всякого хэппи энда, потому что неоткуда его ждать людям, брошенным своей страной на произвол судьбы.
«Много нас много, вытесненных отовсюду, да утешены будем на небесах самой высокою милостью, какой не найти нам на земле».
Лично меня эта повесть затронула тем, что я тоже родилась и жила в Казахстане. Правда, уехала оттуда задолго до распада СССР. Но вот мои двоюродные брат и сестра перебрались в Россию из Караганды уже после того, как Казахстан стал независимым государством, и у них есть обида на внезапно возникшую к ним неприязнь коренного населения.
Я же в годы своего обучения в вузе в Алма-Ате сталкивалась с высланными в Казахстан чеченскими и немецкими семьями, и тоже выслушала немало горьких слов в адрес советской власти.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/49F1016696283CB4.html