Одних ожидала травля и изгнание с родины. Другие стали успешными бизнесменами в независимых странах Прибалтики. А кто-то наложил на себя руки.
В СССР, в каждой из союзных республик существовали свои Комитеты государственной безопасности. Они имели точно такую же структуру, как и КГБ СССР, в ведение которого находились.
Кроме обеспечения государственной безопасности на своей территории, республиканские КГБ занимались и внешней разведкой, например, вербуя агентов и подготавливая нелегалов для работы в национальных диаспорах за рубежом и в антисоветских националистических эмигрантских центрах.
Примерно с середины 1970-х в КГБ СССР завели негласное правило. Председателем республиканского Комитета в звании не ниже генерал-майор всегда должен быть местный уроженец, представитель титульной национальности республики.
Его первым замом в звании генерала всегда назначался русский, точнее русскоязычный, из другого региона или центрального аппарата. Фактически это были смотрящие из КГБ СССР. Не случайно, между Председателями и их первыми замами никогда не было хороших отношений, тем более вне службы.
Другие замы, начальники управлений и отделов подбирались без всякого национального фильтра, исходя из имеющихся кадровых резервов.
Также все было организовано и в республиках Советской Прибалтики. Что касается национального состава руководящего состава республиканских Комитетов, то в Латвии и Литве ненамного, но преобладали латыши и литовцы, а в Эстонии русскоязычные.
После провала августовского путча 1991 года прибалтийские республики де-факто стали независимыми. Одним из первых дел новых властей во всех трех странах стала ликвидация республиканских КГБ.
Всем приезжим русскоязычным сотрудникам сразу дали понять, что им не место в новых независимых государствах. В Латвии к тому же был принят закон, запрещавший получение гражданства всем сотрудникам КГБ (причем не только республиканского), не родившимся на территории республики.
Чуть позже во всех республиках ограничили бывшим сотрудникам права избираться в органы власти и занимать руководящие посты в госструктурах.
Тем русскоязычным офицерам, которые занимали свои должности на 1991 год, относительно повезло. Им предложили назначение в еще пока существовавшем КГБ СССР или новых спецслужбах независимой России.
А вот ветераны органов безопасности, приехавшие из других регионов СССР, вышедшие на пенсию и оставшиеся там жить, оказались не нужны ни Латвии, ни России. Какая-то часть из них вернулась на родину, кто-то остался жить в статусе «неграждан».
Национальные кадры, хотя и получили гражданство автоматически, но жизнь их от этого не стала лучше.
Первые годы во всех трех республиках развернулась настоящая компания травли всех, кто сотрудничал с «оккупантами». Понятно, что сотрудникам КГБ доставалось больше всех. Различные государственные и общественные комиссии проводили расследования «преступлений оккупационног режима». До настоящих судебных процессов и приговоров дело не дошло, но многим судьбы поломало.
Руководивший КГБ Латвийской ССР в 1984-1990 годах генерал Станислав Зукул не выдержал травли и покончил жизнь самоубийством в Риге 5 мая 1993 года. Кстати его предшественник, генерал Борис Пуго, латыш по национальности, также наложил на себя руки, только в Москве в августе 1991 года, будучи министром внутренних дел и активным участником ГКЧП.
Председатель КГБ Эстонской ССР в 1961-1982 гг. Август Порк уехал, а фактически бежал в Москву в 1996 году, где и скончался в 2002-м. Его роскошная 5-комнатная квартира в центре Таллинна была реквизирована государством и передана для проживания первому премьер-министру независимой Эстонии.
Другой бывший Председатель КГБ Эстонской ССР (1982-1990) Карл Кортелайнен (несмотря на финскую фамилию, он эстонец по национальности) в 1991 году служил в центральном аппарате КГБ СССР и возвращаться на родину не стал. В Москве он и похоронен.
Относительно неплохо складывалась жизнь у последних руководителей КГБ прибалтийских республик.
Латыш Эдмунд Йохансон и эстонец Рейн Силлар заняли свои посты в марте 1990 года после того, как на выборах во всех трех республиках победили националисты. Литовец Ансельмас Армонас был назначен на должность в январе 1991 года, после событий возле Вильнюсской телебашни.
Москва не знала, что делать с прибалтийским (и не только) сепаратизмом и фактически бросила чекистов (и не только их) в союзных республиках на произвол судьбы.
Эти три генерала четко осознавали неизбежность отделения своих республик от Советского Союза, а потому тайно сотрудничали с представителями националистической оппозиции. Нет, они не сдавали секретные сведения, но и не вели никакой активной работы против националистов и сепаратистов, негласно позволяя им ставить под контроль местные органы власти, государственные предприятия, объекты инфраструктуры.
Друзья! «CLIO: СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» - новый канал, посвященный малоизвестным событиям отечественной и мировой истории. Здесь будет много интересных публикаций. Так что ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы увидеть новые материалы!
Возможно, кто-то из них надеялся, что с обретением независимости они возглавят органы безопасности в новых государствах. Но их также коснулись ограничения, как и всех сотрудников КГБ.
Новые власти их не преследовали, но и к государственным структурам не подпускали. Оставшись без работы, последние Председатели КГБ ушли в бизнес, построили успешные карьеры. Йохансон на старости лет выпустили мемуары.
Все три генерала активно раздавили интервью в прессе и всячески подчеркивали, что они «не воевали» с собственным народом.