Гая Ричи обвинили в плагиате. Судебный иск подал писатель Микки Де Хара, который утверждает, что режиссер использовал его идею для сюжета фильма «Джентльмены» без авторского права и соответствующего вознаграждения.
Судя по заявлениям, которые Де Хара сделал для прессы, к режиссеру есть «вопросики», а некоторые сцены прямо позаимствованы из сценария истца. Кто прав, кто виноват, будет разбираться суд, а меня эта история зацепила по двум причинам:
Во-первых, я сама пишу тексты и крайне негативно отношусь к их воровству. Это не только вопрос денег, но и банально человеческого достоинства, а точнее его отсутствия у тех, кто так нагло и открыто использует чужой труд и наживается на этом.
А во-вторых, я также использую чужие тексты как источник, от которого могу оттолкнуться при написании своих. Более того, я уверена, что такое копирование и подражание помогают выработать свой стиль и найти оригинальную подачу, которую оценит аудитория. Не говоря уже о том, что это экономит кучу времени на поиск идеи.
Здесь важно найти баланс между чужим и своим и создать уникальную работу. Давайте расскажу, каким правилам следую я, чтобы «красть как художник».
Текст нужно писать с нуля.
Я всегда пишу новый текст. Сама. Я не использую функции «копировать-вставить», чтобы потом редактировать чужую работу, заметая следы с помощью синонимов, необычных метафор и трюка вроде «разбить одно сложное предложение на два простых». Так не пойдет. Это нельзя выдавать за свою работу.
А вот, что я могу использовать из чужого текста:
- Структуру
- Логику повествования
- Эмоцию и схему, по которой она раскручивается
- Формулу заголовка
- Интригу и её подачу — где она создается и где раскрывается
В этом нет топорного воровства. Я своими мозгами анализирую исходник и думаю, что конкретно из него можно взять и применить для своего творчества. Как будто хожу по магазину и выбираю стеллаж как в Икеа.
Есть Идея — есть Икеа.
Этот бренд — отличная иллюстрация моего подхода. В чем фишка Икеа?
Это простые универсальные каркасы мебели, которые можно заполнять чем угодно и как угодно. А если выбрать неокрашенный, так можно еще и цвет самому подобрать. А это трудно провернуть, например, с резным комодом красного дерева. Вот тут как раз будет копирование и подражание. Или можно придумать свой дизайн, конструкцию и резьбу, но для этого нужны время и мастерство.
Так вот интернет — это своеобразная Икеа с миллионом доступных «каркасов» для текстов. Вам нужно выбрать тот, который понравится, и наполнить его своим содержанием или «фактурой», как это называется в копирайтинге.
Как работать с чужими текстами
Чтобы написать свой текст на основе чужого и не вызвать подозрений, я использую два способа:
Прием «От фактуры к тексту»
Это когда у меня уже есть понимание, о чем писать: факты, интервью с заказчиком, надиктовки, какие-то другие источники и тексты. То есть всё, чем я хочу наполнить «каркас», уже имеется и только нет этого каркаса. Или он есть, но кажется мне скучным и избитым. Хочется найти какой-то новый, с интересной конструкцией.
И вот тогда я открываю свой почтовый ящик и начинаю просматривать подряд все письма. Как только глаз зацепился за яркий заголовок или необычную структуру, случается магия. Пазл складывается, и все кусочки моей фактуры расставляются по полочкам «каркаса». И никто не скажет, что этот текст я украла.
Прием «От текста к фактуре»
Здесь магия происходит ровно наоборот. Я использую этот прием, когда не знаю о чем написать и какую фактуру собрать.
Я снова иду в почтовый ящик, читаю все письма подряд и ищу интересные «каркасы». Как только нахожу подходящий, который наталкивает на идеи нового текста, приступаю к анализу содержания, чтобы понять, какая фактура нужна и где искать ответы, чтобы ее собрать.
Таким образом, я могу взять текст из рассылки от магазина с кондиционерами и написать по нему классное письмо для клуба по здоровому питанию. И никто не скажет, что этот текст я украла.
Ошибка Гая Ричи или как делать не надо
Возвращаясь к началу статьи, хочу на примере «Джентльменов» показать, как «красть» не надо. По словам Микки Де Хара режиссер взял целый кусок из оригинального сценария — сцену, где тренер (герой Колина Фаррелла) дерется в ресторане и брызгает соперникам в глаза уксусом. Если Де Хара не врет, то стыд и позор сценаристу Гая Ричи. Ну, правда, неужели сложно было сделать качественный рерайт? Хотя бы заменить уксус на горчицу.
В общем, такое копирование до добра не доводит, а доводит до Высокого суда Англии и Уэльса. Какого бы«высокого» звания не был суд, но:
«У меня нет крыльев. Я чту Уголовный Кодекс» Остап Бендер.
#копирайтинг#блогерство#текстыназаказ#какписатьтексты#гденайтикопирайтера# юморвтекстах#идеидлятекстов#фильмыГаяРичи