Найти тему
Вячеслав Звягинцев

«Взлеты и падения» дважды Героя - и все в «нелетную» погоду

В жизни дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Ракова были и взлеты и падения. Причем, связаны они были, в основном, с "нелетной" погодой.

В.И. Раков
В.И. Раков

Справочно. Василий Раков родился 26 января (8 февраля) 1909 года в городе Санкт-Петербурге. В Красной армии - с декабря 1928 года. После окончания Ленинградской (военно-теоретической), Качинской и Севастопольской военных авиашкол, в 1931 – 1935 годах служил лётчиком в 62-м отдельном разведывательном авиаотряде ВВС Балтийского флота, в 1935 – 1937 годах - командовал отрядом 19-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота. Летал на гидросамолётах МР-1, «Савойя» С-62, Р-6А и МБР-2. После окончания в 1938 году Липецких высших авиационных курсов усовершенствования командного состава ВВС, Раков командовал авиаэскадрильей 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Летал на бомбардировщиках СБ.

Майор Василий Иванович Раков - один из самых известных и самых результативных летчиков финской войны 1939-1940 годов. В первый же день этой войны, 30 ноября 1939 года, в условиях плохой видимости ("нелетной" погоды) его эскадрилья бомбардировщиков "СБ" разбомбила аэродром (недалеко от Хельсинки).

Вот как описал этот налет Раков в своих мемуарах:

"На аэродроме поднялась паника. Рев моторов целой эскадрильи, идущей с открытыми люками на высоте всего четыреста метров, ясно говорил о наших намерениях...Мы сбрасываем бомбы на цель — ангар со стоящими в нем самолетами... Лишь мельком удалось взглянуть на то, что происходило на земле. Над центральным ангаром медленно опадала серая пирамида взрыва. В двух местах поднимался густой дым, сквозь который мелькало пламя. Чтобы нас не поразили ударами вдогонку, самолеты с повышенной скоростью пошли на снижение. Прижавшись к воде, сомкнутым строем легли на курс к своему аэродрому. Задание выполнено, потерь нет, встречи с истребителями противника впереди не ожидалось". (1)

В.И. Раков
В.И. Раков

Майор Раков был удостоен геройского звания 7 февраля 1940 года.

В конце февраля 1940 года, после одного из вылетов на бомбардировку порта Турку, Раков настоял перед командованием на розыске пропавшего самолёта "СБ" своей эскадрильи, подбитого финским истребителем.

Командование считало, что экипаж погиб. К месту вероятного падения вылетели У-2 под управлением В.И. Ракова и МБР-2, управляемый В.И. Мухиным. Раков оказался прав. Подбитый бомбардировщик нашим летчикам удалось посадить на лед Финского залива. Их спасли.

В марте 1940 года Герой был назначен исполняющим должность командира 3-го авиационного полка, а еще через месяц - исполняющим должность командира 63-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. В конце того же года Раков был направлен на курсы в Военно-морскую академию.

На фронтах Великой Отечественной войны В.И. Раков с начала 1942 года, в мае стал заместителем командира 3-й особой Севастопольской авиагруппы. Он покинул осаждённый Севастополь одним из последних, вылетел из города на перегруженном самолёте, в котором вывез летно-технический состав своей авиагруппы.

В конце 1942 года Ракова отозвали с фронта. Он прибыл в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище имени С. А. Леваневского, которое тогда находилось в эвакуации в Куйбышевской области. В январе – апреле 1943 года подполковник Раков командовал 13-м авиаполком ВВС ВМФ, проходившем переформирование в тылу. Случилось несчастье - групповая авиакатастрофа. сразу 3 самолета Пе-3 в условиях сильного снегопада ("нелетной" погоды) разбились. Организацию перелёта комиссия признала неудовлетворительной. Приказом Наркома ВМФ СССР от 15 апреля 1943 года Раков был снят с должности, понижен в звании до майора и вновь отправлен на фронт. До февраля 1944 года он командовал авиаэскадрильей 73-го (с января 1944 года – 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного) авиационного полка ВВС Балтийского флота. В феврале его вновь повысили в должности - назначили заместителем командира, а в апреле 1944 года – командиром 9-й штурмовой авиационной дивизии. Но в этой должности ему запрещали летать на боевые задания и Раков добился понижения (!) в должности - он был назначен командиром 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота.

Немецкий крейсер Ниобе
Немецкий крейсер Ниобе

16 июля 1944 г. В.И. Раков на Пе-2, вместе с летчиками мощной ударной группы (2) осуществили успешную бомбардировку немецкого крейсера ПВО "Ниобе" (его ошибочно приняли за броненосец береговой обороны "Вяйнямёйнен").

Подобраться к "Ниобе" было крайне тяжело. С берега крейсер прикрывали двенадцать зенитных батарей.

По нашим данным крейсер получил повреждения от разорвавшихся бомб ФАБ-250 и стал тонуть с креном 40 градусов на левый борт. По немецким данным первое существенное повреждение "Ниобе" нанес Ил-2, сбросивший осколочную авиабомбу, которая попала в боекомплект артиллерийского орудия, боеприпасы сдетонировали и вызвали пожар.

Потери советских ВВС - 1 самолет, 4 поврежденных - благополучно вернулись на аэродром. По немецким данным потери советской стороны составили около 10 самолетов.

Затопленный "Ниобе"
Затопленный "Ниобе"

22 июля 1944 года, подполковник Василий Раков за умелое руководство действиями бомбардировочной авиации во время операции против крейсера «Ниобе» был удостоен второй Золотой Звезды.

За время войны В.И. Раков совершил около 170 боевых вылетов на летающих лодках МБР-2, Че-2 и ГСТ, бомбардировщике Пе-2, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника. в 45-м году, на завершающем этапе войны он был помощником командира 10-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота.

Полковник В.И. Раков в кабине самолета. Осень 1944 года
Полковник В.И. Раков в кабине самолета. Осень 1944 года

После войны, в 1946-1948 годах В.И. Раков командовал 10-й авиационной дивизией пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота (с 1947 года - 89-я минно-торпедная авиадивизия ВВС 5-го ВМФ). Летал на бомбардировщиках Пе-2 и Ту-2Т. В ноябре 1948 года он был снят с должности комдива. Причину мне установить не удалось.

Более 20 лет В.И. Раков находился на преподавательской работе в Военно-морской академии в Ленинграде. За это время он заочно окончил Военный институт иностранных языков (1951), стал генерал-майором (1958), побывал в загранкомандировке в Индонезии (1964), получил ученую степень доктора военно-морских наук (1967).

С августа 1971 года генерал-майор авиации В.И. Раков – в запасе. Жил в Санкт-Петербурге. Умер 28 декабря 1996 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В.И. Раков. 1958 г.
В.И. Раков. 1958 г.

(1) Раков В.И. Крылья над морем. Л. Лениздат, 1974.

(2) В операции приняли участие 137 самолетов - 22 самолета Пе-2, их прикрывали 18 истребителей Як-9. Также были задействованы штурмовики Ил-2, истребители Як-2, ЛаГГ-3 и бомбардировщики "Дуглас".