Найти тему
Rock AD

Десять главных альбомов апреля (не считая 72 Seasons) по версии Classic Rock

Оглавление

С какой стороны не посмотри, но главным событием апреля на мировом музыкальном рынке стал выход 11-го студийного альбома 72 Seasons группы Metallica. Достаточно заглянуть в соцсети, чтобы увидеть, какие там разгорелись дебаты между поклонниками и хэйтерами калифорнийской четверки. Впрочем, тряхнуть стариной в разгар весны решили не только Хэтфилд и Ко, так что у меломанов со стажем есть возможность перемыть косточки еще целому ряду ветеранов, выпустивших новые релизы. Поможет в этом традиционный обзор новинок от журнала Classic Rock.

John Cale — Mercy

17-й сольный альбом бывшего участника Velvet Underground.

Вышел 20 января на Double Six Records
Вышел 20 января на Double Six Records

Некоторым артистам нравится сидеть в тени собственного прошлого и тыкать на стену с наградами, приговаривая: «Это все я, это все я». Другие продолжают двигаться дальше, даже если новые творения не находят популярности и не приносят прибыли. Они создают музыку, которая иногда напоминает их предыдущие работы, но чаще всего совсем на них непохожа. Одним из таких является Джон Кейл, чья сольная карьера продолжается уже значительно дольше, чем участие в The Velvet Underground. Индивидуальный послужной список Кейла зачастую просто великолепен и чрезвычайно разнообразен. Он охватывает почти весь диапазон музыкальных жанров от коротких, резких рок-песен до оркестровой поп-музыки. И вот в 2023 году вышел его 17-й сольный альбом Mercy, на котором Кейл неожиданно сменил подход к записи и наполнил диск коллаборациями. И хотя здесь присутствуют многочисленные звезды — от Weyes Blood до Fat White Family и от Тони Аллена до Panda Bear — никто из них не доминирует в звучании альбома. Музыка на нем одновременно очень уютная и пафосная, как будто не может решить, звучать ли ей атмосферно или уподобиться римскому императору, объявляющему какую-то очередную войну соседям, и, в конце концов, успевает побыть и той, и другой. Альбом Mercy лишь однажды — в Moonstruck (Nico’s Song) — делает реверанс в сторону прошлого, а в остальном представляет собой музыку человека, который постоянно живет будущим.

▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Дэвид Куонтик

Enslaved — Heimdal

Норвежские светила прог-метала маршируют в Валхаллу.

Вышел 3 марта на Nuclear Blast
Вышел 3 марта на Nuclear Blast

Подобно вдохновляющей их на творчество скандинавской мифологии, группа Enslaved из норвежского города Бергена охватывает сразу два мира. Есть приземленный мир блэк-метала, породивший их более трех десятилетий назад. А еще есть вечно парящий, устремленный в небо мир прог-метала, который с каждым годом сильнее влиял на них во второй половине карьеры. После выхода шестнадцати альбомов они наконец-то нащупали баланс между ними. На пластинке Heimdal, названной в честь Хеймдалля — стража богов Валхаллы, мы видим, как Enslaved мастерски смешивает эти два влияния. В Congelia чеканные ритмы и бульканье вокала умело подслащены размашистыми клавишными, в Forest Dweller чередуются решительные и атмосферные эпизоды, по крайней мере, до тех пор, пока вокалист Грутле Хьелльсон не издает свой звериный рев, а Caravans To Another World — это головокружительный космический рок в исполнении воинов, которые звучат так, будто каждое утро перед завтраком устраивают рукопашную с медведями. Тех, кто слышал любой из 15 предшествующих Heimdal альбомов, ждет мало сюрпризов. Те, у кого чересчур чувствительные уши, сочтут наиболее экстремальные моменты пластинки совсем неудобоваримыми. Но материал альбома все равно оставит сильное впечатление.

▪▪▪▪▪▪▫▫▫▫
Дэйв Эверли

U2 — Songs Of Surrender

Обглоданные наброски каверов от повелителей стадионов.

Вышел 17 марта на Island Records
Вышел 17 марта на Island Records

Боно сильно удивил музыкальную публику своими прошлогодними мемуарами с многозначительным названием «Капитуляция» (Surrender). Было бы совсем некрасиво, если бы в книге он не рассказал про общение с Боуи, Синатрой и папой римским, но к счастью, он также не поскупился на пространные размышления о собственной музыке, а к изданию прилагалось немало ценных бонусов. Но самым интересным в книге все равно остались рассказы о семье, вере и грязном мире политики. Затем Боно соригинальничал и выпустил тот же материал в формате аудиокниги, в которой события жизни подчеркивались отрывками из его песен. Позже он пел их урезанные версии во время своего писательского тура. Теперь выходит альбом из 40 композиций, которые по большей части связаны с книгой, но не на 100%.

Если соединить все это вместе, появляется новый взгляд на песни их автора. Событие, которое нашло глубокий отклик в «Капитуляции», — это смерть Майкла Хатченса и последовавшие за ней душевные переживания друживших с ним Паулы Йейтс, Боба Гелдофа и Хелены Кристенсен. В тексте песни Stuck in A Moment You Can Get Out Of Боно пытается заключить с Хатченсом сделку о признании вины. В новой упрощенной версии он как будто поет призраку умершего музыканта. Нет шансов все вернуть назад, и боль утери невыносима.

Создается ощущение, что для создания этого альбома музыкантам U2 пришлось «переосмысливать» весь материал, ведь многие песни были написаны в десятилетия головокружительного успеха и предназначались для того, чтобы разрушать фундаменты стадионов, на которых выступала группа. Но если удалить из музыкальной палитры боевой барабан, цифровой дилэй и ревущие припевы, что останется? Правильно. Почти ничего. И в этом смысле Songs of Surrender — сомнительное удовольствие для тех, кто любит копаться в музыкальных деталях.

Наиболее сильно здесь переработана песня Walk On, которая лишилась связи с ныне полностью дискредитированным политиком из Мьянмы Аун Сан Су Чжи и теперь посвящена Украине. В 2022 году группа выступала в киевском метро, поэтому на диске представлен уличный вариант песни, и несовершенство записи, кажется, соответствуют ситуации.

Точно так же в Stay появился налет вечернего одиночества, о которой повествуется в книге. Боно там часто упоминает Лу Рида и его уставший от вечеринок шепот, и это теперь заметно помогает солисту U2 на всех треках. Интересно услышать героиновые мычания Bad без привычного шума. И, конечно, благослови господи вечную One, в которой он смотрит на жизнь через зеркало заднего вида и возносит небу несколько утешительных молитв.

Слушать пластинку имеет смысл с книгой на коленях, ведь в противном случае альбом может показаться неубедительным. Звуковая картина на треках вроде Pride выстроена весьма своеобразно, а вокал кажется излишне компрессирован и лишен привычной выразительности. Возможно, это как-то связано с капитуляцией. Возможно, это именно то, что остается от голоса, когда сознательно сдаешься.

▪▪▪▪▪▪▫▫▫▫
Стюарт Бейли

Saxon — More Inspirations

Вторая партия каверов.

Вышел 24 марта на Silver Lining Music
Вышел 24 марта на Silver Lining Music

Если Inspirations 2021 года было довольно предсказуемым упражнением, отдающим дань уважения группам, которые оказали наибольшее влияние на музыкантов Saxon (список стандартный — «битлы», «стоуны», «цеппелины»…), то второй альбом каверной серии заслуживает более серьезного внимания. Группы и песни в основном менее очевидны, и даже когда это не так, Saxon вдыхают новую жизнь в старые хиты вроде Substitute группы The Who, которую Бифф Байфорд исполняет будто с горькой усмешкой. Аналогичный подход музыканты используют в We Gotta Get Out Of This Place, но добавляют к нему звуковую атаку, которую Джоан Джетт демонстрирует в своем кавере на Dirty Deeds Done Dirt Cheap. Кроме того, Saxon записали вдохновенный шестиминутный отрывок из The Faith Healer Алекса Харви, а захватывающей Razamanaz отдали дань уважения Nazareth, с которыми гастролировали в 1980 году. Они не ступают на территорию кантри или джаза; они ничего не изобретают заново (хотя с Detroit Rock City группы Kiss обходятся по странным обстоятельствам чересчур вежливо) и не знакомят нас с чем-то малоизвестным. Ну и что с того? Здесь они предстают фанатами хорошей рок-музыки, которые делятся с другими теми записями, что нравятся им самим. Мы все так делаем. Почему бы и музыкантам Saxon не поступить также?

▪▪▪▪▪▪▪▫▫▫
Джон Айзлвуд

Crown Lands — Fearless

Второй альбом канадского дуэта: истинная влюбленность в помп- и прог-рок 70-х.

Вышел 31 марта на Spinefarm Records
Вышел 31 марта на Spinefarm Records

Спустя всего несколько минут после начала Starlifter: Fearless Pt. II, увесистой 18-минутной открывашки нового альбома группы Crown Lands, вы уже ловите себя на мысли, что играете в игру «На какую песню Rush все это очень похоже?» Композиция разделена на девять частей и, начинается, естественно, с Overture // «Увертюры» (честно-честно, это я не выдумываю). Когда стартует вторая часть, вы думаете про себя: Begin Transmission — это какой-то отрывок из Hemispheres, так? Разве я не слушал этот отрывок как «Реквием» из La Villa Strangiato? В следующий раз, когда к вам придут друзья, поиграть в Dungeons & Dragons, вы сможете предложить эту забавную игру. В принципе я не шучу, но на этой местами просто отличной пластинке есть моменты, когда вы полностью теряете ощущение реальности, потому что думаете, что только что услышали Red Barchetta, что, в зависимости от вашего настроения, может казаться как достоинством, так и анекдотом.

Дуэт Коди Боулза и Кевина Комо поразителен (как и то, что они могут звучать почти так же, как Rush, имея на одного участника меньше — я мог бы перечислить инструменты, на которых они играют, но это заняло бы остальную часть обзора — настолько обширен этот список). Они так глубоко погружены в творчество Rush образца 70-х, что кажется, будто где-то за их спинами можно разглядеть развевающееся кимоно Гедди Ли. На конверте имеется даже благодарность продюсеру [группы Rush с 1975 по 1982 год] Терри Брауну за его «вклад в музыкальное направление этой записи».

Игра музыкантов и заоблачный вокал Коди Боулза бесподобны (хотя иногда их заносит куда-то между Эндрю Вудом из Mother Love Bone и героем мультсериала «Южный парк» Эриком Картманом, где в одном из эпизодов он изображает Гедди Ли), и им даже удается петь тексты вроде «Горизонт событий / Точка невозврата / Черная дыра!» // ‘Event Horizon / Point of no return / Black hole!’ с невозмутимым выражением лица.

Возможно, эта рецензия звучит строже к ее героям, чем мне хотелось бы. Ведь пластинка изобилует отличными песнями, даже их грандиозный 18-минутный опус (им явно понравится это слово) прекрасно держится на плаву, а на второй половине альбома они выдают несколько смелых образцов помп-поп-музыки и рока. Dreamer Of The Dawn несется вперед, не теряя по ходу ни грамма понтов, The Shadow дарит прекрасное, ошеломляющее чувство вкупе с великолепной всеобъемлющей мелодией, несущей чистую радость. Lady Of The Lake — это первоклассный образец «цеппелинов» в их лучшие дурманящие сознание моменты, а The Citadel — прекрасный, мелодичный помп-рок в сочетании с мечтательным фортепиано и мелодией, напоминающей ранних Queen. Так что умерьте свой цинизм, найдите минутку, чтобы послушать новое творение Crown Lands, и не делайте выводов раньше времени.

▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Филип Уилдинг

Mudhoney — Plastic Eternity

11-й студийный альбом флагманской группы лейбла Sub Pop.

Вышел 7 апреля на Sub Pop
Вышел 7 апреля на Sub Pop

Названия песен сразу заявляют нам, что игры закончились: Flush The Fascists («Смой за собой фашистов»), Cascades Of Crap («Каскады говна»), Severed Dreams In The Sleeper Cell («Изрезанные сны в камере для сна»). Mudhoney до сих пор все также (если не больше) злы на потоки дерьма, в которых тонет повседневная жизнь, воющие навзрыд гитары издают вопли недовольства, а вокалист Марк Арма как и прежде такой же дикий, резкий и саркастичный. Сиэттлские столпы жанра более тридцати лет назад пели Here Comes Sickness, и вот она же в 2023 году, но только под названием Here Comes The Flood, утирает вам лицо своим болезненным отчаянием. Стукнуло 35 лет лейблу Sub Pop, 35 лет — группе Mudhoney и 35 лет жанру гранж (ну или как там вы его называете), но никто не собирается в ближайшее время снимать ногу с педали Big Muff. Оттенки американских хардкоровых групп 80-х Dead Moon и The Scientists слышатся в композиции Plasticity и в чудовищном водовороте главного сингла Almost Everything, впрочем, Mudhoney безо всяких влияний извне сами по себе остаются явлением природы.

▪▪▪▪▪▪▪▫▫▫
Эверетт Тру

Paul Gilbert — The Dio Album

Заблудившийся в музыкальных дебрях трибьют Ронни Джеймсу Дио движется скорее в ад, чем в рай.

Вышел 7 апреля на Mascot / Music Theories Recordings
Вышел 7 апреля на Mascot / Music Theories Recordings

Нельзя отрицать, что Пол Гилберт, известный прежде всего работой в группах Racer X и Mr. Big, — феноменально талантливый гитарист, но здесь вас ждет настоящее разочарование. The Dio Album содержит 12 каверов на несколько знаковых произведений покойной легенды. Гилберт решил добавить некоторую изюминку и там, где раньше предполагался голос Ронни Джеймса Дио звучит соло-гитара, один-в-один повторяющая партию вокала. Следует отдать должное технической и безошибочно кропотливой точности, но без определяющих развитие темы нюансов голоса нетленная классика вроде Neon Knights и Starstruck, сводится к неприятной на слух, переигранной мешанине звука. После того как второй трек пластинки делает из великой Kill The King второразрядный шлягер, любые дальнейшие упражнения с классикой трудно воспринимать всерьез. Пусть эта работа проделана с большой любовью к предмету, к своей цели она, к сожалению, не приближается даже наполовину.

▪▪▪▪▫▫▫▫▫▫
Крис Лорд

Overkill — Scorched

Бессмертные ветераны трэш-метала очаровывают публику в двадцатый раз.

Вышел 14 апреля на Nuclear Blast
Вышел 14 апреля на Nuclear Blast

Фирменный сумасшедший визг фронтмена Overkill Бобби «Блитца» Эллсуорта — один из самых узнаваемых среди металлистов. В этом устрашающем вое слились дерзость и неповиновение, исходящие из пропитанного смрадом нутра Нью-Йорка. Прошло почти сорок лет с момента, как Overkill получили статус группы номер один в андеграундном мире «кровавого метала», но Блитц по-прежнему звучит как злодей из слэшер-хоррора, прорубающий себе путь в толпе, чтобы вдруг появиться на переднем плане. Так что двадцатый альбом Overkill — это как раз та самая великолепная безвкусица, услышать которую надеешься, ставя очередную пластинку группы. Scorched стал еще одним из очень длинного списка альбомов, записанных в период пандемии, и это чувствуется как по выбранным темам, так и по методике записи. И пусть группа в пресс-релизе утверждает, что использовала более мелодичный подход к своему запатентованному трэш-дубовому звучанию, он все равно похож на ночь, проведенную в бесконечном мошпите. Диск переполнен рычащими пилорамами, вроде Going Home, Twist Of The Wick и маниакальной Surgeon. Ни единой баллады, ни единого компромисса, только чистый, порочный трэш со всей безудержной энергией и жизненной силой, свойственной группам вдвое моложе их.

▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Слизграйндер

Joe Bonamassa — Tales Of Time

ДжоБо возносит свой феноменальный блюз-рок на Большую Красную Скалу.

Вышел 14 апреля на J&R Adventures / Provogue Records
Вышел 14 апреля на J&R Adventures / Provogue Records

Учитывая, что Джо Бонамасса каким-то образом умудрился выпустить больше концертных альбомов, чем сольных студийных записей, разумно было задаться вопросом: имеет ли ему смысл продолжать записывать концертники? Несут ли они новую информацию для слушателя? Но Tales Of Time к всеобщему удивлению представляет собой самую привлекательную подборку концертных номеров нью-йоркского гитариста на сегодняшний день. Здесь совершенно по-новому раскрывается явно заслуживавший большего материал альбома 2021 года Time Clocks, песни которого в атмосфере поразительного амфитеатра Red Rocks в Колорадо прямо-таки излучают блюзовое величие. Notches и The Heart That Never Waits звучат неотразимо благодаря своей бесшабашной отвязности и пламенным гитарным росчеркам Бонамассы. Вся группа находится в замечательной форме, но экстраординарные бэк-вокалистки Махалия Барнс, Джейд Макрей и Данниэль ДеАндреа возвышают Mind’s Eye и Time Clocks почти до уровня духовного просветления. Особое предостережение музыкантам: этот альбом гарантировано вызывает приступы черной зависти…

▪▪▪▪▪▪▪▪▪▫
Крис Лорд

L.A. Guns — Black Diamonds

Боевые лошадки Голливуда неподвластны времени и тенденциям.

Вышел 14 апреля на Frontiers Music
Вышел 14 апреля на Frontiers Music

Три альбома назад гитарист L.A. Guns Трэйси Ганс и вокалист Фил Льюис уладили свои разногласия и снова собрались вместе, и дуэт, похоже, даже не думает снова расставаться. Их четырнадцатый альбом Black Diamonds представляет собой взрыв чистого хард-рока, который возвращает нас во времена расцвета Сансет-Стрип в конце 80-х, не забывая при этом добавить ноток ностальгии. От воющего стаей волков вступительного трека You Betray буквально исходит электричество и скрытая угроза, а простецкую рок-энергию Gonna Lose неожиданно перемежает вздымающийся над горизонтом и громко дребезжащий медленный проигрыш. Но голливудское прошлое Black Diamonds крепко-накрепко пришито к рукаву его потрепанной кожаной куртки. Got It Wrong сочетает харизму вокала Льюиса и вызывающий зуд фирменный рифф группы, насмешливый Babylon мог незаметно прокрасться на любой из их первых двух альбомов, а Diamonds — это потертая временем баллада о плохих парнях с убийственным припевом. Помимо нескольких случайных уступок современной музыкальной моде, здесь мало что может отпугнуть преданных фанатов. Но ведь никто не покупает альбом L.A. Guns ради прог-джазовых эпосов, от них ждут только чистокровного рок-н-ролла. И на Black Diamonds эта работа выполнена на славу.

▪▪▪▪▪▪▫▫▫▫
Дэйв Эверли

Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 313 (май 2023)

-12