Найти тему
Киберпоп ТВ

Условия благоприятной молитвы

Как же нам сделать так, чтобы наша молитва была услышана, принята Богом и исполнена? Сразу оговорюсь: что бы мы ни делали, как бы ни старались, мы не можем заставить Бога гарантированно выполнить то, что хотим. Иными словами, мы не можем лишить Бога Его свободы, какие бы действия мы ни предпринимали, как бы мы ни старались. Хотя некоторые пытаются.

И вот здесь я хотел бы сделать шаг в сторону и несколько слов сказать о том, что в этом месте как раз проходит граница между религией и магией. Что такое магия? Это попытка с помощью определенных действий и произнесенных слов манипулировать «тем» миром. То есть если я в определенное время в определенном месте встану в какую-то позицию, скажу определенные слова, дуну, плюну, в ладоши хлопну, еще что-то сделаю, то что-то в потустороннем мире начнет меняться, какие-то механизмы придут в действие, потом это отразится и на нашем мире. То есть такого рода отношение к своим действиям, словам, поступкам несет магический характер: определенные условия нужно выполнить, и всё тогда получится.

С Богом так не работает: мы не можем Господа заставить что-то сделать. Мы не можем напридумывать таких условий, действий, при выполнении которых Бог просто обязан что-то для нас выполнить. То есть мы своими действиями Его зажмем в угол, Ему деваться будет некуда, и Он с нами согласится: «Ладно, всё-всё-всё! Я понял! Я сделаю то, что ты хочешь». Нет, такого не будет никогда, мы не можем лишить Бога Его свободы, как бы ни старались.

На самом деле человек ничем не управляет, но у него возникает такое ложное чувство. Неважно, белая магия, черная, хоть серо-буро-малиновая, но магия есть магия. Ее родовая черта, признак ― попытка манипуляции.

Кстати говоря, иногда и наши церковные молитвы, обряды используют магически. Люди думают, что если ты сделаешь «вот так», то обязательно тебя услышат. А если не сделаешь или где-то ошибешься, то всё ― молитва насмарку, ничего не добьешься, Господь тебя не услышит. Такое отношение магическое совершенно нехристианское, неправильное.
В религии же, в отличие от магии, молитва ― это разговор двух свободных личностей: человека и Бога. Бог не ограничивает нашу свободу, и мы не пытаемся Богом манипулировать. Бывает, правда, манипуляция неосознанная. Человек то ли угрожает Богу, то ли шантажирует Его, то ли пытается с Ним торговаться. Условно говоря, «если Ты не сделаешь это, то я...» и дальше угроза. Или: «Давай Ты, например, сделай это, а я Тебе свечку размером с корабельную мачту». Это попытка торговаться с Богом.
Такие попытки тоже обречены на неуспех, но бывают счастливые исключения. В каком случае? Бывает, случайно подобная неуклюжая молитва совпала с промыслом Божьим, когда Господь и Сам этого хотел. В плане Божественного домостроительства именно так и должно было произойти, а мы еще неуклюжим образом об этом же просим. Создается ощущение, что Господь услышал. На самом деле, нет. Просто так и должно было, видимо, случиться.

Мы не можем заставить Бога стопроцентно гарантированно выполнить то, что мы хотим. Но все-таки мы можем соблюсти некие условия, при которых наша молитва с наибольшей вероятностью, если так вообще можно сказать, будет услышана, принята и исполнена. Какие же это условия?

Первое условие. Я уже назвал его. Это отказ от попыток манипулировать Богом. Молитва есть разговор двух свободных личностей: человека и Бога.

Второе условие. Мы должны приготовиться к молитве. Когда человек начинает молиться, он должен осознавать себя в присутствии Божьем: вот Господь, и вот я перед Ним. Осознание должно быть четкое. Это очень важно. Добиться этого легко, буквально за доли секунды. Человек просто вознес свой ум к Богу и сразу чувствует себя как должно: «Вот он я, в присутствии Божьем нахожусь». Но не все это делают во время молитвы. Не всегда это чувство сохраняется, оно куда-то уходит. Это важно: любую молитву начинайте с того, что Вы себя должны осознать в присутствии Божьем.

Третье условие. Молиться нужно с верой и упованием на Бога. Это тоже очень важное условие. Об этом и Господь говорит в Евангелии: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, ― и будет вам» (Мк. 11:24). То есть вера обязательно должна быть. Но здесь, наверное, всякий человек, который обращается Богу с молитвой, сталкивается с проблемой: как совместить молитву и веру в то, что по твоей молитве Господь даст тебе всё, о чем просишь? Ведь молитва ― это разговор свободных личностей. Человек свободен, и Бог свободен, мы не можем Его заставить сделать что-то. Как же я могу быть уверен в том, что все мои просьбы к Нему Господь обязательно исполнит? Я ножкой топну, ручкой хлопну, и всё! Господь мне это непременно даст. Как? На этот вопрос лично у меня ответа нет, потому что это жизнь, молитвенная жизнь, духовная. Как любая жизнь, она очень многогранна. Есть некие точки в этой жизни, где сходятся взаимоисключающие противоположности. Есть необозримая глубина в каждой точке. Логикой и разумом понять это крайне сложно, невозможно! И объяснить невозможно. Но это именно так.
Я по своему опыту могу сказать: да, иногда бывает в молитве, что молишься, о чем-то просишь, и чувствуешь стопроцентную уверенность в том, что просьба будет исполнена. Как будто чувствуешь и видишь, что Господь уже твою молитву услышал, принял, одобрил, так сказать, благословил. Всё по твоему прошению уже будет. Но что здесь первично, непонятно. Моя вера первична, и тогда Господь делает то, что я прошу? Или Он дал Свое добро на мою просьбу, и я предчувствую, предвкушаю, что она будет исполнена? Может, это одновременно происходит. Здесь некая тайна. Я спрашивал у многих людей об этом, достаточно всеобъемлющего ответа не получил и вам тоже сказать его не могу. Наверное, это просто практика: в одном случае так получится, в другом по-иному. Но здесь всегда будет некий спорный момент: нужно, с одной стороны, верить, что получишь, а с другой стороны, понимать, что Бога мы не можем связать своими просьбами.

Четвертое условие. У нас должно быть в душе смирение при обращении к Богу. То есть мы не можем руки в боки упереть и сказать: «По моему хотению, по моему велению хочу, чтобы было то-то...» Должно быть смирение и благоговение. Мы обязаны понимать, у Кого мы просим, перед Кем стоим.

Пятое условие. Молитва должна быть искренняя, нелицемерная. Что это означает? Если мы молимся за кого-то, то должны это делать от всего сердца, от всей души, а не с фигой в кармане. Когда ты говоришь одно, а чувствуешь другое, такое лицемерие неприемлемо для Бога. Господь такую нашу молитву не будет слушать.

Шестое условие. Обязательно мы должны молиться со вниманием. Это тоже проблема людей, которые молятся. Все здесь спотыкаются, ведь внимание оставить в словах молитвы бывает довольно-таки сложно. Ум наш по своей природе имеет некую живость. Он не может долго фиксироваться на чем-то, легко переходит с одного объекта на другой. Так ум бегает туда-сюда из крайности в крайность. На молитве мы его пытаемся заключить в рамки смыслов, заложенных в слова, чтобы он там присутствовал, думал именно о том, о чем мы молимся. Но периодически наш ум убегает куда-то. Мы себя хватаем на думах о чем-то постороннем: о работе, о доме, о детях, о проблемах. О чем угодно, но не о молитве. Такую молитву тоже Господь не будет слышать, мы же сами себя не слышим в этот момент. Если уж мы сами себя не слышим, то как можем думать, что Господь к нам прислушается?

Седьмое условие. Очень важно, чтобы мы в молитве просили полезного себе. Господь не выполнит нашу молитву, если мы просим то, что нам не полезно, не на пользу будет.

Восьмое условие. Важна чистота совести. Об этом и Господь говорит в Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Если нас совесть обличает (какой-то грех мы сделали), то мы должны прежде всего принести Богу покаяние и помолиться сначала о прощении греха. Если это большой грех, то даже, может быть, в храм сходить на исповедь, покаяться, а потом уже просить Бога о своих нуждах. Чистота совести очень важна.

Девятое условие. Мы должны просить Бога не ради себя, своих добродетелей, своих трудов, а ради Христа. Господь тоже об этом в Евангелии говорит: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23). То есть во имя Христа, а не во имя моей веры, моей святости, моей добродетели или еще чего-то.

Десятое условие. Очень важно, чтобы наша молитва сообразовалась с волей Божией. Мы можем просить чего-то греховного, но Господь не хочет греха. Значит, и молитва наша не будет услышана.

Еще одно условие. Наша молитва не просто сама по себе есть. Она должна быть соединена с нашим добродетельным житием, с добрыми делами, с правильной благочестивой жизнью. Молитву человека, живущего благочестиво, праведно, который старается идти по заповедям Божьим, Господь быстрее услышит, быстрее исполнит. Другое дело ― молитва какого-нибудь закостенелого грешника, во грехах живущего, который с утра до ночи грешит, о Боге не вспоминает. Вдруг какая-то ситуация произошла, он тут же говорит: «Господи, хочу это!» или «Помоги мне в этом или в том!» Исключения тоже бывают. Мы знаем из истории Церкви, житийной литературы много исключений, когда и молитвы великого грешника Господь слышит, принимает и исполняет тут же. Но это, опять же, мы говорим не об условиях, которые гарантируют, а об условиях, которые повышают вероятность, того, что Господь услышит нас и примет наше моление.

Очень важно также в молитве иметь усердие и постоянство. Если мы от случая к случаю молимся, то это один вариант, а если у нас есть постоянство в молитве, усердие, мы усилия делаем над собой, принуждая себя к молитве, то такая молитва с понуждением более успешна будет. Более вероятно, что Господь эту молитву услышит и исполнит.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.