Найти в Дзене
Советское Кино и не только

Две Ларисы, две актрисы, пропасть между ними

Если после многих просмотров знаменитого "Жестокого романса" увидеть телеспектакль 1974 года "Бесприданница" Константина Худякова, то может случиться культурный шок)))

Лариса (Татьяна Доронина), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Лариса (Татьяна Доронина), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)

И в самом деле - Лариса здесь не хрупкая и трепетная, а корпулентная (Доронина) с изрядным количеством макияжа на квадратном лице, огромными приклеенными ресницами и пышным шиньоном, вся в оборках и с блестящим маникюром;

Паратов не вальяжный красавец Михалков, а почему-то Гафт с внешностью и манерами какого-нибудь постаревшего Остапа Бендера, набивающегося в кавалеры к мадам Грицацуевой.

А Карандышев-то - боже ж мой, сам Джигарханян! Этакий джигит с горящими глазами, резкий, громогласный и требовательный. Куда там Андрею Мягкову с его мягкостью...

Паратов (Валентин Гафт) и Харита Игнатьевна (Вера Капустина), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Паратов (Валентин Гафт) и Харита Игнатьевна (Вера Капустина), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)

Далее тот же глюк в файлах - мадам Огудалова выглядит всего лет на пять старше своей дочери, зычный голос и повадки у нее торговки с одесского привоза, объемный парик убойно-черного цвета, талия в рюмочку затянута, похоже, настоящим корсетом. Интеллигентная Фрейндлих рядом с этой решительной теткой наверняка потерялась бы и не смогла проговорить свою роль...

Конечно-конечно, Островский вряд ли вспоминал слово "интеллигентность", творя сие произведение, он описывал людей простых и незамысловатых, купцов да торговцев, но в таком случае откуда в такой среде могла вырасти Лариса, в которой "ничего этого земного вовсе нет"?

Да куда там, именно в исполнении Дорониной Лариса выглядит максимально неестественной, не соответствующей своей роли, особенно когда делает вид, что играет на гитаре и что поет. К визиту Паратова ей срочно меняют парик, и вот она уже с гладкой прической, этакая скромница-гимназистка.

Когда же Паратов объявляет ей, что не станет на ней жениться, она уже похожа на маркизу - синтетические пышные локоны в живописном беспорядке летают вокруг головы, приколотые шпильками...

Лариса (Татьяна Доронина) и Паратов (Валентин Гафт), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Лариса (Татьяна Доронина) и Паратов (Валентин Гафт), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)

Да и прочие артисты как статисты проходят туда и сюда, старательно выговаривают слова роли, и все это тоже выглядит чем-то искусственным, надуманным.

Один только Дуров в роли Робинзона своими ужимками и прыжками оживляет унылое и тягучее действо. И всю дорогу интерьеры исполнены одними деревянными рейками с висящими кусками тюля.

Кстати на тему Ларисиных страданий - когда она называет себя вещью, то хочется тут же с ней согласиться. И впрямь - просто вещь, скажем, кукла или манекен. Или диванная подушка, которой вдруг пришла блажь что-то такое говорить и неуклюже передвигаться.

В спектакле не показаны ни перемещения по Волге в компании Паратова с цыганами, ни переговоры Кнурова и Вожеватова на тему стоимости "диванной подушки", ни даже цыганские песни и пляски.

Тем страннее выглядит надрывное объяснение бедной девушки с коварным обольстителем в "золотых цепях" на фоне все тех же тюлевых занавесей.

Карандышев (Армен Джигарханян), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Карандышев (Армен Джигарханян), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)

А затем еще ее нервная беседа с Карандышевым, где она упрекает его - ах, зачем вы не увезли меня отсюда, ах, это вы виноваты во всех моих бедах, потому я и поехала кататься с негодным обольстителем! И эта лицемерка называет своего жениха ничтожеством - прелесть что такое))

И тут - опачки! - джигит стреляет в неправильную невесту, да так, что всё вокруг немедленно воспламеняется, будто и не старый пистолет в руках "жениха", а какой-то огнемет.

Не иначе это Кнуров предварительно побрызгал интерьеры бензинчиком дабы отомстить малахольной Ларисе, если она напросится таки на смертоубийство - он вложил немалые деньги в ее украшения, а тут такой облом... Кого, спрашивается, в Парижи-то везти?

Сгорел сарай - гори и хата, кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Сгорел сарай - гори и хата, кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)

Ну и вот, и всё такое горит-полыхает, а Лариса такая свалилась и лежит в огне и пламени, а джигит так растерян, что и не думает спасаться. Вот такая беда-беда, огорчение - сгорел сарай, гори и хата.

Автор - Елена Д.

ЗЫ: от автора канала "Советское кино и не только": но ведь и правда - нет мочи смотреть этот страннейший фильм-спектакль (((

Увы, это тот случай, когда замечательные актёры из-за полного несовпадения с типажами героев не смогли вытянуть спектакль...

Я, наверное, верю, что в театре это выглядело по-другому... но, на самом деле, не верю, конечно. Невозможно поверить.

"Бесприданница" Протазанова vs "Жестокий романс" Рязанова
Советское Кино и не только11 сентября 2020
Кино и музыка: невыносимая боль Беллы Ахмадуллиной стала одним из лучших русских романсов
Советское Кино и не только9 апреля 2023