В этой статье мы рассмотрим симптоматику дизартрии у детей школьного возраста. Для начала определимся с тем, что у этих детей могут быть выявлены синдромы:
- психоорганический (характеризуется нарушением интеллектуальных способностей, памяти; эмоциональной нестабильностью)
- гипердинамический (повышенная двигательная активность, часто в сочетание с дефицитом внимания – СДВГ)
- церебрастенический (проявляется астенией – быстрая утомляемость, сонливость, раздражительность, головные боли)
- гипертензионно-гидроцефальный (повышение давления ликвора у больных с гидроцефалией сопровождается головной болью, головокружениями, рвотой, менингиальными симптомами)
Эта симптоматика может проявляться у детей с дизартрией на фоне нарушений мышечного тонуса и координации, моторики.
На личном примере могу сказать, что с эмоциональной нестабильностью мы сталкивались до 10 лет, потом она нас покинула. А вот быстрая утомляемость до сих пор с нами. Так же нас не покидает повышенный мышечный тонус, помогает его нейтрализовать на какое - то время плавание.
Если рассматривать психологическую сторону в зависимости от возраста ребенка с дизартрией, то можно выявить характерные особенности.
У детей раннего возраста с органическим поражением мозга нарушается развитие психологической диады «мать-дитя» (у ребенка снижены сенсорные ощущения – тактильные, слуховые, обонятельные…; у матери – эмоциональное принятие ребенка). В этот период важна психологическая помощь всей семье.
Мы пропустили этот этап, так как никаких видимых причин для тревоги не было. Ребенок развивался в физическом плане в соответствии с нормами.
Единственное, что немного удивляло, так это серьезность ребенка. Но это проявлялось в незнакомой обстановке и с чужими людьми. В домашней обстановке ребенок улыбался и радовался.
И еще, я обратила внимание на то, что ребенок активно заговорил в возрасте 3 лет. До этого возраста были отдельные слова и простые предложения. В это время мы проходили осмотр у невролога, логопеда и детского психиатра (готовились в садик). Никто из специалистов не выявил никакой патологии.
В садик мы ходили 4 месяца, ребенок часто болел, отказывался кушать в садике. Я надеялась, что он постепенно адаптируется, но этого не произошло.
После январских праздников, когда я забирала ребенка из садика, воспитательница сказала мне, что он отказался даже пить.
Больше я его в садик не повела. А через несколько лет мне сын рассказал, как его ставили в угол за то, что он не хотел делиться игрушками с другими детьми. И это он помнит до сих пор.
Для детей дошкольного возраста характерна высокая степень тревожности, неловкость в движениях, неудачи на музыкальных занятиях и на уроках рисования, лепки и аппликации.
И через это мы тоже проходили. На мое счастье, ребенок настроен так, чтобы преодолевать свои трудности. И, начиная с третьего класса, он начал обучаться в художественной школе. После 4 класса мы переехали в другое место и занятия прекратились.
Заметно упало качество почерка, буквы пляшут. Летом на каникулах займемся каллиграфией, вспомним дошкольный период.
И еще решили с сыном отрабатывать интонации через чтение сказок в стихах. Хотим улучшить качество речи, чтобы звучала красиво. Тем более, что сейчас возраст у него, когда голос ломается.
Начали со сказок Корнея Чуковского. Читаем по вечерам перед сном, вспоминаем раннее детство. Масса положительных эмоций. Отрабатываем дикцию, играя с тональностью и громкостью звука.
На очереди сказки Пушкина в стихах. Может, так и до Евгения Онегина доберемся.
Но вернемся к проблемам детей с дизартрией.
Очень часто нарушения в речевой сфере снижают потребность в общении с другими людьми, нас это не затронуло, друзья у сына есть и он проводит с ними свое свободное время. И познавательная деятельность, как обычно бывает, у нас тоже не пострадала. Ребенок всегда был любознательным и до сих пор, прочитав что-нибудь интересное в интернете, рассказывает мне.
Снижение познавательной деятельности в дальнейшем может привести к трудностям в обучении, слабой успеваемости в школе и низкой самооценке. Может присоединиться дислексия и дисграфия (о них я напишу в следующих своих работах).
Все это может вызвать переживания и невротические реакции.
Здесь стоит обратить на тип темперамента ребенка.
Выявлено, что наиболее мягко эти процессы проходят у сангвиников и флегматиков. У меня сын флегматик, возможно, поэтому все проходит безболезненно. У холериков и меланхоликов может быть выявлен дезадаптивный девиантный стереотип поведения.
Дети, которые прошли через коррекционную работу со специалистами до школы, все же могут столкнуться с дисграфией, но это происходит при усложнении письменных заданий, повышении требований к каллиграфии и скорости письма.
На своем примере могу сказать, что мы столкнулись с такой проблемой во втором классе, но решили ее за 4 месяца. Ребенок посещал специальные уроки каллиграфии.
В старших классах очень часто возникают сложности в обучении, приводящие к нарушению познавательных, эмоциональных и поведенических реакций.
Поэтому такие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии (арт-терапия, танцевальная и музыкотерапия очень хорошо подходят). Нам удачно подошла символдрама и работа с МАК.
Психологическая помощь может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате.
Очень часто такие дети страдают тревожностью. Нас это коснулось в начале пятого класса, когда мы поменяли школу из-за переезда.
Мы справлялись через сказкотерапию. Вместе с сыном решили писать химические сказки. В то время у ребенка возник интерес к строению вселенной и атому. По вечерам мы, используя материал по химии, подбирая нужные картинки и составляя из них презентацию, создали несколько сказок. Залили весь этот материал в специальную программу, подобрали музыку и сделали несколько видео.
Одну из наших сказок прикреплю к этому материалу, покажу, что у нас получилось.
На этом мы не остановились. У нас большие планы на лето в творческом процессе. Об этом расскажу, когда мы их осуществим.
Ну, вот и все, что я хотела рассказать о дизартрии и о нашем опыте.