Верховный суд России разъяснил, какие последствия могут иметь унижающие достоинство высказывания в отношении чиновников в интернете.
Как пишет «Коммерсант», оскорбление военного или чиновника в интернете подпадает под статью Уголовного кодекса (УК), указывает Верховный суд. Там подготовили разъяснения по вопросам применения норм УК о посягательствах на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников правоохранительных органов или их близких. В частности, высшая судебная инстанция предлагает рассматривать как применение насилия к представителю власти в том числе угрозы, которые не повлекли никаких последствий для здоровья потерпевшего, но напугали его. Однако, уточняет суд, если насильственные действия совершены в ответ на незаконные деяния со стороны правоохранительных органов, то они могут быть признаны необходимой обороной.
Верховный суд (ВС) во вторник обсудил и отправил на доработку проект постановления пленума ВС, в котором разъясняет тонкости квалификации преступлений против представителей власти и сотрудников правоохранительных органов. Речь идет как о посягательствах на их жизнь и здоровье, так и о покушении на достоинство. В частности, напоминает ВС, под статью УК об оскорблении представителя власти подпадают действия и высказывания в отношении чиновников, унижающие их честь и достоинство.
Это могут быть ругательства, размещение в интернете порочащих сведений либо даже «иные действия» — например, срывание форменного головного убора или погон.
В любом случае, уточняет суд, обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им обязанностей является публичный характер таких действий — к примеру, выражение оскорбления в общественных местах, в ходе проведения массовых мероприятий, размещение оскорбительных сведений в СМИ, на сайтах, форумах или в блогах в интернете или массовая рассылка электронных сообщений.
По данным ВС, в прошлом году по ст. 317, 318 и 319 УК осуждено в общей сложности 14 526 человек. В том числе за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) наказаны 28 лиц, за насилие в отношении представителя власти (ст. 318) — 8586 и за оскорбление (ст. 319) — 5912. На протяжении последних трех лет число преступлений в отношении представителей власти не растет, сообщила судья ВС Елена Пейсикова, но каждое из таких преступлений существенно ухудшает порядок управления. По ее словам, в подготовке проекта постановления активно участвовали Генпрокуратура, ФСБ, МВД, Минюст, Росгвардия и другие заинтересованные ведомства.
В итоге в тексте постановления появилось детальное разъяснение, кого следует считать сотрудниками правоохранительных органов — к их числу могут быть отнесены как должностные лица, так и просто служащие соответствующих структур, «наделенные полномочиями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», уточняет ВС.
Под усиленной защитой УК также находятся сотрудники контролирующих органов, напоминает суд, — таких, как ФНС, Ростехнадзор или Роспотребнадзор.
Также расширяется круг находящихся под защитой закона близких лиц сотрудника правоохранительного органа: это не только его близкие родственники и свойственники, но также люди, здоровье и благополучие которых «дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений».
фото: © umfc.ru