Найти тему
Виктория Плессер

Что закалдывается в семье или инвалидирующее окружение

Одна из значимых причин возникновения проблем с захватывающими эмоциональными состояниями – это опыт эмоциональной инвалидации в детском возрасте. Инвалидация – это непризнание, обесценивание, признание несостоятельным, неполноценным или недостоверным, непринятие во внимание.

"Определяющей характеристикой инвалидирующего окружения является склонность непоследовательно и неадекватно реагировать на переживания близкого человека, и, в частности, нечувствительность к переживаниям, не имеющим публичного выражения. Инвалидирующему окружению также свойственна неуместная реакция (слишком сильная или недостаточно заметная) на переживания человека, выражаемые публично".

Ребенку страшно спать в темной комнате, то тогда то признают это и оставляют свет, или говорят, что «это ерунда, бояться нечего, спи давай!». Тут и про непоследовательность, и про нечувствительность к переживанию страха (для ребенка он может быть очень сильным и актуальным). Ребенок упал и ушиб коленку – дома могут вообще проигнорировать «ну, ничего, вставай и иди», а при людях – кидаются успокаивать, брать на ручки.

"Успешная передача сообщений в благоприятной семье о личных переживаниях сопровождается изменением поведения других членов семьи. Эти изменения увеличивают вероятность удовлетворения потребностей ребенка и снижает вероятность отрицательных последствий. Родительская реакция, которая созвучна эмоциональным переживаниям ребенка и не является негативной, приводит к тому, что дети лучше способны различать собственные и чужие эмоции".

В благоприятной семье ребенка обучают чувствам, называя, что с ним происходит, признают это и адекватно на это реагируют. Например, «да, я вижу, что тебе страшно, так бывает, давай с тобой пройдем с фанариком по комнате вместе, ты посмотришь, что здесь находится. И, если ты хочешь, мы будем оставлять ночник для тебя». Если ребенок злится, то это тоже признают, называют это, помогают прожить и успокоиться – может быть, через активные действия, если малыш, или через проговаривание, если постарше. А также, взрослый объясняет, почему он злится, что с ним происходит, чтобы для ребенка это стало тоже понятным: «прости, я устала, не могу сейчас спокойно слышать, как ты громко играешь».

"Напротив, инвалидирующая семья является проблемной, потому что люди в ней реагируют на сообщение о предпочтениях, мыслях и эмоциях не в соответствии с ними: либо с безразличием, либо реагируя слишком остро. Это приводит к увеличению рассогласованности между личными переживаниями эмоционально уязвимого ребенка и переживаниями, одобряемыми социальным окружением, на которое оно реагирует. Устойчивая рассогласованность между личными переживаниями и тем, как окружение описывает его переживания, обусловливает многие поведенческие проблемы, связанные с эмоциональной дисрегуляцией".

Идея в том, что все дети разные, это зависит от типа нервной системы. Есть очень впечатлительные и эмоциональные люди, которые острее реагируют на внешние реакции – это их изначальное «устройство». И тогда у ребенка возникает непонимание – почему на одни и те же ситуации реакция происходит или не происходит вообще, а если происходит, то каждый раз новая – то злится, то плачет, то смеется. Ребенок учится через понимание своих эмоций и обратной связи регулировать их, объяснять и успокаиваться, он понимает, что происходит в последствиях его реакций – его успокаивают, утешают, удовлетворяют последствия или ставят очерченную границу, за которую переходить нельзя. Если происходит частая рассогласованность, то возникает феномен импульсивных и непредсказуемых эмоций, так как вообще непонятно, что даст обратную связь, постоянно работает что-то другое, а также, неспособность с этим самостоятельно справляться (тут как раз склонность к зависимости, как к быстрому и доступному способу не испытывать сильные чувства, самоповреждения, как ответ на сильную душевную боль, мысли о смерти – не как о смерти, а возможности закончить болезненные переживания).

"В инвалидирующем окружении, помимо недостаточной способности оптимально реагировать на эмоциональные переживания, акцент делается на контроле выражения эмоций, в особенности выражения негативных переживаний. Болезненные переживания часто выставляются незначительными и объясняются такими отрицательными чертами, как недостаток мотивации, отсутствия дисциплины и неспособность положительно относиться к происходящему. Другие характеристики инвалидирующего окружения включают ограничение потребностей ребенка, дискриминацию его по признаку пола или другим случайным характеристикам, а также применение наказаний (от критики до физического и сексуализированного насилия) для контроля поведения".

Кроме того, в такое окружении есть акцент на запрете негативных эмоций. Девочкам обычно запрещают злиться, а мальчикам – плакать и проявлять «слабость». Если ребенок это делает, то его наказывают за невоспитанность, непочтительность и неуважение ко старшим, или объясняют тем, что ребенок «не хочет включать мозги», ленится, не может понять, чего от него требуется. Ну и, конечно, это история про разницу в отношении к мальчикам и девочкам в семье, к старшим и младшим, к любимчикам и нелюбимчикам, к «умным» и «в семье не без урода». И разные виды жестокого обращения – это само собой – физические наказания, крики, оскорбления, унижения, запугивание, постоянная критика, и в ряде случаев даже сексуализированное воздействие, - как основные инструменты контроля поведения.

Цитаты с моими комментариями из: Маршла Линехан. Диалектическая поведенческая терапия: руководство по тренингу навыков, 2020. – с. 51-52