Найти тему
Равновесие

Буллинг в школе - как поможет психолог?

Может ли психолог помочь, если ребенка травят в школе?
Очень в незначительной степени, к сожалению, и вот почему.

Иллюстрация с обложки книги "Чучело"
Иллюстрация с обложки книги "Чучело"


Травля - это болезнь системы, болезнь класса, школы, проблема взрослых. Травля может начаться по разным причинам. Но то, что она продолжается и не останавливается - это всегда (всегда!!) ответственность взрослых. Родителей, учителей.

Как и с любым насилием, в истории с буллингом очень важно называть "белое" белым, а "черное" черным, неоднозначного тут почти нет. В этом очень помогают методички и карточки, которые выпускали коллеги из организации Травли.нет. Эти карточки есть у нас в центре "Равновесие", и я их неизменно достаю на встрече, чтобы сверить координаты с ребенком и родителями - одинаково ли мы понимаем с ними ситуацию?

Простой пример: шутка - это когда всем весело. Как только хотя бы кому-то одному обидно - это не шутка.

Важно детально проговаривать, что именно в рассказанной семьей ситуации - ненормально, что требует вмешательства третьих лиц (школьный психолог, полиция, соцслужбы и тд). Потому что в целом мы живем в социальной среде, где насилие не является чем-то однозначно неправильным, и это накладывает отпечаток на восприятие родителей.

И очень важно устраняться от источника насилия, не лезть в пекло буллинга снова и снова, потому что это разрушает. Менять школу, если ситуация накалилась и грозит физическим насилием помимо эмоционального, забирать из спортивной школы.

Одна мама не так давно сказала, что я один из первых людей, кто назвал происходящее с ее ребенком недопустимым: у ее дочери сложилась непростая история на любимой гимнастике, из-за этой ситуации мама перестала водить девочку на спорт. А бабушки и подруги сказали, что мама неправа, "преувеличивает", и "везде так", и что все, что происходило, "закаляет спортивный характер".

Вернемся к вопросу - а психолог чем может помочь?
Остановить травлю психолог не может. Помочь жертве сделать так, чтобы буллинга не было - тоже не может, это ответственность школьного психолога (тут было бы здорово работать с коллегами сообща, но это не всегда возможно).

Но мы можем помочь
- восстановить пошатнувшуюся самооценку,

- справиться со страхами и тревогой

- вместе внутри кабинета перерассказать историю подростка так, чтобы она не выглядела для психики разрушительно, увидеть смысл в том, что произошло, сделать выводы на будущее.

- обрести коммуникативные навыки, которые помогут избежать конфликта в будущем (здесь хороша групповая работа, и коммуникативные группы тоже идут у нас в "Равновесии" с прошлого года)
_____________________
Была ли в вашей жизни ситуация буллинга? Вы были жертвой или агрессором? Как из нее вышли?