Найти в Дзене
Русичи

Кто вообще решил, что ключница Малуша, мать князя Владимира, еврейка?

В одном из комментариев нам недавно категорически заявили, что ключница Малуша, которую мы упомянули в статье, была еврейкой. К счастью, там не последовало развитие этой темы в известном ключе, но подтекст вполне считывался.

Что сказать, реплика не удивила. Мы на такие заявления уже не первый год периодически натыкаемся в самых разных закоулках интернета. Почему-то для многих тезис о еврейском происхождении Малуши стал аксиомой. Земля вертится, курение убивает, параллельные прямые не пересекаются, ключница Малуша - еврейка...

Откуда это вообще взялось? Никакого указания на национальность матери князя Владимира в летописях нет. О ней вообще в "Повести временных лет" сказано крайне мало:

"Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестрой Добрыни. Отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру".

Кто же тогда решил, что она иудейского роду-племени?

Есть совершенно конкретный человек, который придумал эту версию. Человека звали Валерием Емельяновым, был он основателем ВАСАМФ "Память". ВАСАМФ расшифровывается как "Всемирный антисионистский и антимасонский фронт". Эта организация входила в состав одиозного общества "Память", прославившегося своим антисемитизмом.

Емельянов был неплохим советским арабистом, который в 1970-е годы стал буквально одержим идеей всемирного заговора евреев. Он даже докладную записку в ЦК КПСС направил с требованием введения в школах и специального курса "научного антисионизма и антимасонства".

Так вот, именно в его книге "Десионизация", изданной в 1979 году, впервые прозвучал следующий тезис:

"Отцом означенной Малуши был «равв» - раввин из города Любеча, также носивший еврейское имя Малк, что совершенно неудивительно, если учесть, что один из древнейших русских городов Любеч до 882 года находился в вассальной зависимости от иудейского Хазарского каганата... Нестеровская цензура дохристианских летописей привела к переосмыслению слова «равв» или «рабб»; удвоение согласной пропало и слово стало возводиться к глаголу «робити»; потомок раввина Малка, который даже в «Повести временных лет» остался фигурировать как «робичич», т.е. «раввинич» стал во всех историях России упорно переводиться как «сын рабыни»".
-2

То есть Емельянов строит всю свою версию на двух китах: имя Малк/Малка и предположение, что "робичич" (так назван князь Владимир) - это искаженное "раввинич". Все последующие рассказы про еврейку Малушу являются перепевами именно этого фрагмента, ничего нового к нему не добавляя.

Проблема в том, что ничего типично еврейского в имени Малк нет. У евреев оно вообще не фиксируется, поэтому Емельянов в своей работе чуть дальше пытается притянуть его за уши к слову арабскому слову "malik", означающему "царь". Мол, вот ведь - явно семитские корни.

Однако исследователи собрали достаточный объем сведений о древнерусских личных именах. Имена Мал, Малъкъ, Малко (Malko), Малик регулярно встречаются в источниках. Они вполне славянские по происхождению, их носили совершенно обычные крестьяне, ремесленный люд. Ключница Малуша с ее отцом из этого ряда никак и ничем не выбиваются.

Что касается аргумента про "робичича", который, дескать, изначально был "раввиничем", то мы упираемся в банальное отсутствие доказательств. Нельзя просто придумать первое попавшееся созвучное слово и сказать, что там на самом деле стояло оно.

-3

В общем, во всей этой истории изумляет только одно. Каким образом совершенно маргинальная версия вдруг преподносится в комментариях в качестве непререкаемого факта. То есть в нормальной ситуации фразу нужно было построить так: "По одной из гипотез, ключница Малуша была еврейкой". Тогда вопросов бы не было - ну есть такая высосанная из пальца гипотеза, окей.

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Rutube (с озвучкой!)