Костюмированная лента «Бал безумных женщин» (2021) прошла подозрительно незаметно, заслужив лишь пару куцых комментариев. Если бы не её создательница – актриса и режиссер Мелани Лоран - то можно было бы и вовсе не заметить. Впрочем, некогда сняв один из мрачнейших неонуаров последнего времени, «Галвестон», она уже вписала свое имя в историю мрачного жанра.
«Бал безумных женщин» также содержит в себе и криминальные, и пугающие элементы, хотя стилистически более близок к т.н. «викторианскому нуару», так как действие происходит в последней трети XIX века. Поскольку главная героиня была на похоронах Виктора Гюго, то можно даже установить время и место действия – Париж 1885 года.
Многие пасмурные сюжеты помещены на грань эпох. В данном случае надо учитывать, что на горизонте только-только появлялись отблески нарождавшегося модерна с его тягой к экзальтированному и необычному. А потому юной Эжьен Клэр не повезло – яви она свой «сумрачный дар» чуть-чуть попозже, то стала бы «Кассиопеей» модных салонов и виновницей броских газетных заголовков.
Однако уходивший в прошлое «классицизм» с его пробуждавшейся верой в науку и торжество четких линий предопределил по-иному – девушку упрятали в психушку. Ей казалось, что кошмаром было видение душ умерших, однако подлинный ужас начался в сфере вполне земной.
Вам предложена качественная смесь из элементов мистического триллера, социальной драмы (близкой к трэшевому реализму) и эксплойтативного кино, всегда тяготевшему к различным женским тюрьмам, лагерям и прочим безрадостным локациям. Минусом ленты является стремление придать ей импульс «идейного феминизма».
Можно подумать в указанное время в мужских клиниках было меньше страданий. А потому получилось «Пролетая над гнездом кукушки» - только наоборот. Хотя нельзя не отметить, что в фильме есть некий «русский подтекст».
Главная героиня весьма напоминает Софью Ковалевскую, а сюжет, который держится на приближении костюмированного действия, чье упоминание вынесено в заглавие кинокартины, вызывает в памяти трагические события «Маскарада» Лермонтова. А потому в музыкальном оформлении не помешали бы надрывные нотки из Свиридова.
Впрочем, есть даже в указанном протестном посыле своя интересная интерпретация, как бы говорящая, что «красота требует жертв». В частности, показана обратная сторона такой косметической процедуры как «душ Шарко».
Сам же доктор Жан Марте Шарко явлен как ничего не понимающий в психиатрии, идущий в этой сфере «на ощупь» и нередко ошибающийся. А потому отдельные из кадров являются воспроизведением живописного полотна Андре Бруйе 1887 года. В фильме вообще очень много «картинного».