После овладения большей частью батавского/голландского флота(у Кампердауна и о.Тексель), Англия несколько успокоилась. Экспедиционный корпус генерала Р.Эмеркромби(12т.) с 20 августа засел на укрепленных позициях в селениях Ден Хелдер и Грут-Китен. Батавские войска генерала Дендельса(20т.) отступили к г.Алкмаар и, вместе с французами(15т.) генерала Брюна, закрыли дороги на крепость Харлем и Амстердам, порт и флотскую базу.
Русский корпус генерал И.И.Германа фон Ферзена, согласно договору(от11 июня 1799г.), двумя эскадрами прибыл к побережью Нидерландов.
3 сентября на побережье высадилась дивизия генерала М.А.Жеребцова(9,5т.), аккуратно доставленная из Ревеля(Таллин)английской эскадрой капитана 1-го ранга Соломона Ферриса. К 6 сентября дивизия генерала А.А.Эссена(8т.) была перевезена с судов русской эскадры адмирала Чичагова к Гельдеру, и соединилась с английскими союзниками.
Полки русского корпуса были спешно сформированы из сводных гренадерских и мушкетерских рот различных частей; часто, со вновь назначенными командирами. За время, более, чем месячного морского путешествия, по приказу командующего, подерживалась воинская дисциплина, был составлен график караульной службы и воинских учений. Но, недостовало боевой слаженности и опыта выполнения совместных маневров. Наиболее подготовленным был гренадерский полк Эмме, из гарнизона резиденции Павла Петровича в Павловске.
С прибытием русских войск, на континет перебрался и, назначенный главнокомандующим союзными силами, фельдмаршал Фредерик, герцог Йоркский с драгунскими полками Генри Пэджета. Русский корпус, к сожалению, не получил обещанных лошадей. Казачьи сотни, приданные каждому полку для разведки и связи, остались пешими; артиллерийские расчеты(60 орудий)получили только по паре лошадей, вместо 4-6 по расписанию, и стали тяжкой обузой в движении по липкой грязи. К тому же, отсутствовали карты местности, не было точных данных о противнике. Расчет на поддержку местного населения не оправдался. На совете генералитета (главнокомандующий, 4 британских военноначальника и генерал-лейтенант Герман) было вынесено решение о немедленном наступлении объединенных союзных сил(35т, из них -17,5т.русских воинов).
Голландия, изрезанная дамбами и каналами, с многочисленными деревнями и фермами, дорогами и развилками, - была непростым полем для сражений, тем более, осенью, в период дождей. Да, и в товарищах согласия не было...
Ранним утром 8 сентября, четыремя колоннами союзники неодновременно(!)начали наступление. Русская колонна Германа выбила батавскую дивизию генерала Г.Дендельса из г.Берген, но была атакована подоспевшей французской дивизией генерала Г.Брюна. Англичан задержала стычка с батавскими сторожевыми отрядами у селения Краббендам. Выдержав несколько часов боя в окружении, поддержанные атакой, добравшейся к обеду, английской колонны, русские части покинули город, потеряв часть артиллерии. Командир дивизии генерал Жеребцов погиб, генерал Герман попал в плен.
Не получая подкреплений из Британии, не имея обещанной поддержки"оранжистов"(из трех тысяч голландцев не удалось создать освободительную армию), любимый сын короля Георга III и, по совместительству, самый молодой фельдаршал Британии, герцог Йоркский, желая лавров победителя, продолжил компанию. 21 сентября русский корпус генерала Эссена и авангард англичан под командой генерала Эмеркромби вновь овладели г.Берген, герцог Йоркский вступил в оставленый республиканцами Алкмаар. Далее, плохо направляемое союзное войско двинулось на Амстердам.
25 сентября ударные бригады генерала Седморацкого и генерала Эмме, прикрываемые с флангов корпусами генералов Эберкромби и Дандаса, пробили оборону французских дивизий генералов Буде(будущий герой карибских экспедиций, Ульма и Ваграма) и Вандама(будущий маршал Франции, герой Аустерлица). Судорожная многочасовая бойня среди селений Кастрикум, Бакум и Лиммен закончилась вничью с наступлением ночи.
Русская армия показала мужество и выучку(потери - 1,2 убитыми, более 1т.ранеными, до 100 попало в плен)."Ваши солдаты дерутся как львы; они, скорее, лягут все, чем сдадутся в плен; но прискорбно видеть проливаемую с таким ожесточением кровь в угодность англичанам.." Гийом Мари-Анн Брюн(будущий маршал Франции, завоеватель Италии, командующий"Армией океанского берега").
Британская армия, наполовину разбавленная добровольцами и ополченцами-милиционерами, старалась избегать столкновений с высококлассной французской армией. В боях с батавскими полками, отнюдь, не отличилась стойкостью и профессионализмом, неся значительные потери. В последнем сражении: убитыми - более 1,5т., ранеными - более 1т., пленными и дезертирами - до 500ч.(в тм числе английский генерал Дон).
Речушка, протекавшая между Бакумом и Кастрикумом, разделила воюющие стороны. За две недели боев русско-британский экспедиционный корпус понес чувствительные потери: в строю оставалось менее 18т., более 10т.больных и раненых.
Тем временем, адмирал Митчелл, опасаясь штормовой непогоды, увел союзный флот из внутреннего моря, Зейдерзее, и от прибрежных мелей; союзный экспедиционный корпус остался без огневой поддержки и своевременного снабжения. Подвоз припасов и продовольствия из Гельдера осложнялся ненастной погодой и слякотью. Французские и батавские войска имели крепкий тыл: получали подкрепления и полноценный отдых, прекрасно обеспечивались всем необходимым, - общее число достигло 40т. К тому же, грамотно управлялись, и дествовали сплоченно.
Британские воины вели привычные реквизиции у местного населения, обвиняя русских варваров в мародерстве. Голландцы угрожали затоплением территорий, захваченных англо-русскими интервентами.
С 28 сентября экспедиционный корпус начал вынужденное отступление на север полуострова, к укрепленым позициям от Петтена до Краббена. Прикрывали отход союзного контингента гренадеры полка Эмме и казаки, развлекаясь стычками с неприятельскими аванпостами и добычей продовольствия. В спешке был оставлен британский госпиталь в Алкмааре(более 400раненых), русские раненые находились в походных лазаретах.
3 октября 1799г.герцог Йоркский и Олбани, тайком от русских, признал почетную капитуляцию. 7 октября была заключена(без участия русских представителей)Алкмарская конвенция о свободной эвакуации союзных сил и обмене пленными. Генерал-лейтенант М.И.Кутузов, назначенный командывать русским копусом, к середине октября доехал до Гамбурга. Узнал о бедственном положении дел, спешно отказался от назначения.
С 20 октября началсь посадка русского десанта на суда росийской эскадры адмиралов К.Е.Брейера и М.К.Макарова, и английские транспорты. Было принято, вместе с ранеными и освобожденными пленными, немногим более, 13.500 русских офицеров и солдат. Раненные и тяжелобольные (около 1500ч.)были перевезены в Ярмут, в русские госпитали, организованные стараниями посла в Великобритании С.Р.Воронцова. Старшим был назначен дважды раненный генерал-майор А.Ф.Эмме.
Русский корпус, не сходя на берег, проболтался 6 недель на рейдах Саутгемптона и Портсмута; англичане страшились буйства казаков и воровства русских. К декабрю 1799г.войска союзной России, ставшие, пока, ненужными наемниками, были доставлены зимовать на острова Джерси и Гернси, в наскоро сооруженные казармы.
Британское правительство строило грандиозные планы морской блокады и вторжения во Францию. Пехотные батальоны и роты ландмилиции(10т.)на Нормандских островах были усилены русскими полками(12т.). Генерал И.И.Герман фон Ферзен был признан виновным в неудачах десанта и уволен со службы, генерал И.Н.Эссен рассорился с англичанами и подал в отставку, на острова прибыл новый командующий Ш.де Виомениль, французский генерал-роялист, нашедший пристанище в России.
3 июля 1800г.последние русские солдаты и корабли русской эскадры покинули Британию. Обманутая русская армия осталась без наград, Англия потеряла союзника. 5 сентября император Павел I разорвал дипломатические отношения с правительством Георга III...