Приветствую вас, друзья, и приглашаю к продолжению трудной, но значительной, важной темы, начатой вот в этой статье: Стокгольмский синдром. Случай из практики. Работа с Анной. Часть 1.
Напомню: материалы случая размещены с клиентского разрешения. Имена и некоторые личные данные в целях конфиденциальности изменены.
Итак, при завершении первой встречи Анна раскрыла свой главный и самый драматичный секрет, наложивший отпечаток на всю её дальнейшую жизнь и заложивший в том числе её текущее душевное состояние (подробности во вчерашней моей статье)...
На что же жаловалась клиентка? Что желала исправить?
1. На состояние душевной пустоты.
2. На внутреннюю потерянность.
3. На отсутствие опор.
4. На ощущение вечного внутреннего страдания (я называю это - душевный, внутренний "Ад").
5. На потребность в непременном одобрении ближнего (матери или мужа): без чужого одобрения я у себя "плохая" - вечная позиция "жертвы".
6. На потребность в чьём-то принятии: без чужого подтверждения - меня, как личности, нет - проблема эмоциональной зависимости.
7. На ощущение внутренней размытости - непонятно, какая я?
Научным языком такое ощущение именуется - "диффузная идентичность" и связано с прерванной индивидуацией личности.
Оставлю для читателей определения приведённых выше понятий...
Диффузная идентичность — нестабильность образа Я (трудности и разрывы при описании собственной личности), слабодифференцированная Я-концепция; переживается как недостаток аутентичности, цельности, связанности внутреннего мира.
Индивидуация — одно из основных понятий аналитической психологии Карла Густава Юнга, означающее процесс становления личности - такого психологического развития, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.
Мы с Анной пока в начале пути, но работаем (по просьбе клиентки) дважды в неделю, с домашними заданиями в перерывах, и ощутимо продвигаемся в решении поставленного запроса - проработки травмы насилия.
Работа ведётся одновременно в нескольких направлениях.
1. Работа с травмой путём допроживания травматичного материала, посредством контейнирования клиентского материала.
Под «контейнированием» понимают способность к выдерживанию различных видов психических содержаний - своих и чужих. Термин используют для описания отношений между ребенком и матерью, пациентом и психологом, личностью и обществом, где один способен удерживать, оберегать и включать в себя психическое содержания другого, где существует «принимающий» и «отдающий».
В терапевтической работе контейнирование происходит тогда, когда клиент нуждается в принятии, переработке и возвращении психологом непереносимого ранее травматичного клиентского материала Таким образом происходит планомерное "переваривание" трудного, токсичного опыта, с постепенной детоксикацией (выводом ядовитых влияний) из душевного пространства клиентки.
2. Работа с чувствами. Для того, чтоб отреагировать "замороженные" некогда чувства, нужно их заново в самом себе обрести - научиться их слышать, различать, осознавать, выражать. В связи с чем клиентка регулярно ведёт дневник. Примерно такой...
3. Работа с внутренним ребёнком - реабилитация и поддержка травмированной части личности Анны - подвергнутого насилию внутреннего ребёнка. Мы воссоздаём былую ситуацию детства, в которой маленькая девочка получает защиту, принятие и любовь. Раны внутреннего ребёнка при этом постепенно "проходят".
Я оставила клиентке несколько практик для работы в этой связи. Покажу вам одну из них...
[youtube]https://youtu.be/xp-V1XIiZQw[/youtube]
4. Коррекция полученного личного опыта, путём переработки тяжёлого, токсичного материала с помощью трансформационных методик, где "насильник" получает своё, а ребёнок защищён и оправдан. Проводится по готовности клиента, как психологическая попытка "расставить всё по местам" - изменить, защитить, исправить, будто бы в трагический момент прошлого маленькая Анна могла быть кем-то защищена.
Проводится по предложенной мной методике "Психологическая лента Мёбиуса". Оставлю для читателей видео.
[youtube]https://youtu.be/luslG8YySnk[/youtube]
И это ещё не всё... Семейное насилие и дальнейшее неприятие матери клиентки, с многолетней конфронтацией женщин (по всем выше перечисленным жалобам Анны) гипотетически определили психологическую деформацию личности, именуемой ПРЛ. Я не врач и диагноз не в моей компетенции. Но если я права, есть эффективное, научно обоснованное средство исцеления ПРЛ (как впрочем и любого дефекта), описанное известным психотерапевтом, в прошлом с диагнозом ПРЛ - Маршей Лайнен и называемое радикальным принятием. А в христианстве - молитвенной, духовной любовью. Именно это и является следующим направлением нашей с Анной работы...
5. Мы с Анной учимся любить - тому, чему не научили девочку в детстве, искореняя из психики влияния пагубной нелюбви и по сути исцеляя любовью или - радикальным принятием: учимся принятию себя, какой есть, со всеми недостатками, слабостями и опытом - терпеливо, деликатно и уважительно, с верой в наилучший потенциал. Но об этом в следующей статье...
А завершу я цитатой Марши Лайнен о радикальном принятии...
Основной смысл эмоциональных страданий и самоповреждающего поведения у людей с пограничным расстройством личности (ПРЛ) состоит в непринятии собственных чувств и собственной реальности. Таким образом,
терапевтические изменения не могут быть достигнуты без радикального принятия человеком собственных чувств и реальности.
Продолжение следует...
Уважаемые подписчики, приглашаю вас на личные консультации. Подписчикам моих страниц в "Психологи В 17", Яндекс-Дзен, Ютуб, Рутуб - скидка. Особенно подписчикам В 17. Ссылка на авторскую страницу: Алёна Блищенко - все публикации.
Автор: Алёна Блищенко
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru