Найти тему

Что такое продукт: вы продаете или просто показываете?

Оглавление

Понятие продукта в Scrum и определение его ценности

Представим, что компания решила изменить метод работы и сделать всё по скраму: разработать стратегию, создать бэклог и назначить владельца продукта. Но немногие знают, что скрывается за базовыми терминами: что является продуктом, чем он отличается от проекта и как найти его ценность. Разбираемся с теорией в сегодняшней статье.

Что такое продукт

Согласно руководству Scrum — это фреймворк, предназначенный для разработки, поставки и поддержки сложных продуктов.

Продуктом же называют любую услугу или товар, который продается под именем бренда. Главная задача продукта — закрыть потребность или желание клиента. По Scrum над продуктом трудятся несколько сотрудников или команд, а процесс работы разделяется на итерации (небольшие части).

Чтобы понять суть, особенность и ценность продукта, нужно правильно его классифицировать.

Какими бывают продукты

Продукты могут быть:

  1. физическими,
  2. виртуальными,
  3. гибридными.
-2

Физические в свою очередь разделяются на товары длительного пользования (автомобили, мебель) и краткосрочного использования (напитки, продукты питания).

Виртуальные продукты — это нематериальные объекты, как программное обеспечение или сайты.

Гибридный продукт включает в себя как физические, так и виртуальные элементы. Пример — умный чайник с мобильным приложением для дистанционного управления.

Помимо этой классификации продукты можно разделить на две клиентские категории:

  1. потребительские,
  2. промышленные.
-3

Потребительские продукты (B2C) — товары для людей, которые приобретаются для личного использования. Эта категория разделяется на несколько типов товаров по поведению покупателей:

-4

Промышленные товары (B2B) — продукты для бизнеса. Если говорить простыми словами, то компания продает свои товары или услуги другим компаниям. Программное обеспечение, как Kaiten или почта от Google, — яркие примеры такого типа продукта.

🚀 Обратите внимание, что ваш продукт может относиться к нескольким указанным категориям. Верная классификация поможет разработать грамотную маркетинговую стратегию.

Например, согласно исследованию, клиент-ориентированные компании имеют на 60% больше прибыли. Поэтому определитесь, какую «боль» решает продукт и какую ценность несет для покупателя.

Чем продукт отличается от проекта

Некоторые компании путают два понятия: продукт и проект.

Проект — это временной процесс, главная цель которого по окончанию получить продукт.

Ниже оставили сравнительную таблицу, чтобы определить важные составляющие и развести два термина:

-5
Проще говоря, проект — процесс. А продукт — его результат.

Понимание ценности продукта для бизнеса

Ценность продукта определяется совокупностью этапов работы: от разработки стратегии до попадания к клиенту. Отвечает за это отдельный человек в команде — владелец продукта.

Владелец Продукта (Product Owner) — специалист, который знает всё о целевой аудитории, отвечает за видение финальной модели продукта и его ценности для клиента. Задача сотрудника — «подружить» предпринимателей, вкладывающих деньги, и разработчиков, отвечающих за реализацию.

Люди покупают решения своих проблем, а не набор характеристик и функций. Поэтому самая главная задача владельца продукта — выявить его ценность, чтобы не тратить ресурсы на нечто ненужное.

В Scrum ценность приоритетнее скорости разработки

Владелец продукта формирует ценность из нескольких критериев:

  1. Польза для клиента. Почему пользователи должны выбрать этот продукт и почему клиент может продолжить его использовать.
  2. Сложность реализации товара или услуги в одном из его воплощений (физическом, виртуальном или гибридном).
  3. Стоимость сопутствующих затрат, как перевозка в магазин или доставка на дом клиенту.
  4. Удобство, место и время для совершения покупки: в магазине или на сайте.
  5. Цена — стоимость покупки, владения и продления услуги.
-6

Еще одна обязанность владельца продукта — формирование бэклога задач. Это очередь из заданий, благодаря постепенному выполнению которых команды смогут реализовать продукт. Также он контролирует этапы разработки и связывает между собой команды, например, дизайнеров с копирайтерами и SEO-специалистами при создании сайта.

Вот так, например, может выглядеть разработка нового продукта — образовательного курса — на доске в Kaiten. Все задачи вымышлены, мы хотели лишь передать структуру доски.
Вот так, например, может выглядеть разработка нового продукта — образовательного курса — на доске в Kaiten. Все задачи вымышлены, мы хотели лишь передать структуру доски.

Советы: как найти ценность своего продукта

Создание ценности УТП (уникального торгового предложения) — это долгий, непрерывный и сложный процесс. Если не знаете, с чего начать — соберите данные о ЦА. Чтобы понять, что нравится клиентам в уже в существующем продукте, а чего не хватает, нужно собирать обратную связь. Для этого можно:

  • проводить опросы через почту или социальные сети;
  • анализировать общение продавцов и специалистов технической поддержки, которые общаются с клиентами напрямую;
  • организовывать фокус-группы;
  • собирать впечатления на офлайн-мероприятиях, если такие проводятся.

Также изучите конкурентов — проанализируйте, что отличает их продукт от вашего, какие фишки вам нравятся, а что можно доработать.

И определите сегменты, для которых вы можете создать наибольшую ценность по сравнению с конкурентами. Например, если вы разрабатываете ПО, главным фактором станут свойства и удобства вашего инструмента. Если же вы доставляете цветы в Екатеринбурге, важной будет геолокация (на уровне области, города или его района).

Последние мысли

Четкое понимание того, что представляет собой ваш продукт, может облегчить жизнь компании. А чтобы процессы управления продуктом тоже стали проще и прозрачнее, можете организовать работу в таск-трекере, например, в Кайтен.