Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Актуальный Гаяз Исхаки

Оглавление

Давно собиралась сделать для канала статью о творчестве самого интересного татарского писателя начала ХХ века (что-то вроде "ТОП-5 произведений Гаяза Исхаки"). Но так и не дошли руки. Однако недавно состоялась беседа с журналисткой издания "Миллиард татар", где мы как раз затронули и тему актуальной прозы Гаяза Исхаки. "Почему бы не опубликовать этот фрагмент и здесь?" - подумала я, и опубликовала.

Итак, Гаяз Исхаки и его самые актуальные, на мой взгляд, художественные произведения.

Гаяз Исхаки (1878-1954)
Гаяз Исхаки (1878-1954)

"Ул әле өйләнмәгән иде" (о смешанном браке)

У Гаяза Исхаки богатое литературное наследие, практически в каждом произведении можно уловить созвучие и с сегодняшними вопросами. Но я бы выделила «Ул әле өйләнмәгән иде» («Он еще был не женат»), так как в этой повести очень точно вырисовывается проблема смешанных браков. Там нет привычных для нас советских реверансов интернационализму, но есть довольно прямолинейная драма дореволюционного мусульманина, которого угораздило попасть в такую брачную ловушку с иноверкой и его основная боль – это вопрос воспитания детей.

"Остазбикә" (о бездетности и многоженстве)

 Очень поучительна и повесть «Остазбике», там уже другая семейная проблема: бездетность и вынужденное многоженство, к тому же напрашиваются ассоциации и с суррогатным материнством, и с усыновлением. Тоже очень актуальные вопросы.

"Сөннәтче бабай" (о вдовстве в солидном возрасте)

Довольно интересен рассказ «Сөннәтче бабай». Название очень кричащее, но речь там не о ритуальном промысле героя, а о проблемах вдовства. Это тоже вечный вопрос: как человеку в возрасте адаптироваться к новым условиям быта, после утраты близкого человека, с которым была пройдена половина жизни. В общем-то так можно долго перечислять. 

Вы правильно отметили и про проблему отцов и детей, и о женской эмансипации в его произведениях. Вообще, для татарских писателей рубежа XIX-XX вв. это были животрепещущие темы.

"Мулла бабай" (о подростковом коллективе)

Гаяз Исхаки много писал ещё о шакирдах – учениках татарских медресе. Помимо конфликта поколений в этих рассказах и повестях интересны сюжеты о взаимоотношениях в малом коллективе. Хотя все эти истории и разворачиваются на фоне дореволюционных татарских реалий, но вопросы вроде иерархии в коллективе, проблем лидеров и аутсайдеров, субкультур – они же тоже вечные. Например, очень любопытна повесть «Мулла бабай».

Говорят, на Дзене приветствуются уникальные фотографии. Фото из личного архива Л.Габдрафиковой, автора этого канала.
Говорят, на Дзене приветствуются уникальные фотографии. Фото из личного архива Л.Габдрафиковой, автора этого канала.

- М.Т.: Произведение «Ике елдан соң инкыйраз» воспринимается как предсказание. С учетом того, что Гаяз Исхаки писал его в 1903 году, получается, что татары могут исчезнуть уже через сто лет. Почему Исхаки давал такой скептический прогноз? Как вы считаете, сбудется ли оно?

- Я бы не стала брать на себя роль предсказателя, как молодой Гаяз Исхаки в свое время. Но его произведение лучше, наверное, рассматривать не как предсказание, а как некое предупреждение, что стоит все же жить не только личными интересами, а задумываться порой и о своей роли в судьбе народа в целом. Куда мы движемся и что мы оставим после себя? Если мы хотя бы иногда задумываемся об этом, значит, не все еще потеряно. И у татарского народа, мне кажется, в этом смысле имеется неплохой потенциал для дальнейшего развития.

Полную версию интервью можно прочитать на "Миллиард татар".

Приятного чтения!