Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Репетиция оркестра» Федерико Феллини

«Нерв нашего тревожного века бьется в картине Федерико Феллини «Репетиция оркестра». Тут нет войн, нет военных сражений. Мы видим сражения, которые происходят внутри человека, в его сознании.

Может быть, главное открытие Феллини в киноискусстве и состоит в том, что он сделал возможным изображение на экране сознания как документальной реальности, что позволяет нам поставить его вровень с такими титанами кинорежиссуры, как Гриффит и Эйзенштейн.

«Репетиция оркестра» — притча, в ней труппа музыкантов рассматривается в качестве модели общества. Как всегда у Феллини, здесь нет заданности и схематизма. В отношениях оркестрантов с дирижером он видит проблемы демократии и власти. Сложны и отношения между самими оркестрантами: анализируя их, режиссер выясняет причины страха и смятения, которые преследуют людей и мешают им объединить свои усилия.

В момент разлада звучат уже не указания. а военные команды, которые дирижер выкрикивает на немецком языке.

Срыв репетиции мы воспринимаем как перерождение, как катастрофу.

В чем смысл картины?

В предыдущем фильме Феллини “Амаркорд" - образ итальянского фашизма возникал в сценах воспоминания о прошлом. В «Репетиции оркестра» блеснул оскал фашизма как современная опасность: фильм является предостережением человечеству и желанием внушить чувство стыда и вины за пассивность» (Фрейлих С. Страсти века // Советский экран. 1980. 13: 16-17).