Труд Ченнино Ченнини – один из значительнейших и интереснейших исторических документов в области техники живописи XIV-XV вв. Как овладевали практикой во времена Ченнини: "Знай, что для того чтобы научиться, надо не мало времени, как-то: сначала в детстве, по крайней мере, с год надо упражняться в рисовании на дощечке, затем побыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем приняться за стирание красок и заниматься некоторое время этим, потом – молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить и так в течение 6 лет. Затем практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, и это – ещё 6 лет. Всё время рисуй, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней. И таким образом
природная склонность превращается, благодаря долгому упражнению, в большую опытность. Иначе же, избрав иной путь, не достигнешь совершенства".
По подсчёту Ченнини на ученичество уходит более двенадцати лет; сам Ченнини у Аньоло учился 12 лет, но отец и учитель Аньоло, флорентинец Таддео Гадди, учился у великого Джотто в течение 24 лет. К сказанному следует прибавить, что вслед за ученичеством шли долгие годы мастерской практики.
Из книги Ченнино Ченнини "Книга об искусстве или трактат о живописи"
Сколько требуется обучаться в 21 веке? Стали ли современные методы обучения более эффективными? И как понять, что твое обучение закончилось и можно творить со знанием дела? После прочтения книги остаётся много вопросов. Или тут вступает в силу закон "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю , что ничего не знаю"?