История более чем четырехлетней давности, начинавшаяся как «рейдерский захват» карельского предприятия, превратилась в длительную тяжбу, которую никак не хотят прекратить правоохранительные органы.
Сравнительно честная смена собственника
Вкратце напомним суть дела. Рано утром 8 декабря 2018 года на работающее в селе Рыбрека Прионежского района камнеобрабатывающее предприятие ворвались неизвестные «ЧОПовцы», выставили за ворота работников, и отказались допустить в помещение директора фирмы, арендующей производственный комплекс. Как поведала нам директор фирмы Ирина, речь явно шла о рейдерском захвате предприятия, которому не помешала даже полиция.
Позже выяснилось, что «захватчики» - вовсе не преступники. Просто владелец производственных площадей передал им право аренды и распоряжения имуществом, а с Ириной арендные отношения были прекращены, о чем ей никто не сообщил.
Читайте по теме: "Дело о «рейдерском захвате» в Рыбреке получило неожиданное продолжение"
Таким образом, конфликт перешел в стадию спора двух хозяйствующих субъектов, куда СМИ лезть негоже.
Но недавно мы с удивлением узнали, что дело опять выплеснулось за рамки судебных разбирательств. Как выяснилось, новые арендаторы оставили на предприятии целый перечень принадлежащего Ирине имущества, по ее оценке – на 18 миллионов рублей (впрочем, документального подтверждения этой суммы нет). Два года предприниматель пыталась заполучить станки, машины и сырье обратно, но окончательное решение было принято Арбитражным судом Карелии в сентябре 2021-го (впоследствии оно устояло и в вышестоящих инстанциях).
Суд установил, что, зайдя на территорию, новый собственник земельного участка и здания камнерезного цеха «…потребовал освободить арендуемую территорию. Доступ на территорию стал невозможным…», а размещенное на территории имущество бывшего владельца новые хозяева возвратить отказались.
Самое главное: «В протоколе осмотра места происшествия от 08.12.2018, составленного следователем СО ОМВД России по Прионежскому району, зафиксирован факт нахождения на территории ответчика поставленного на баланс истца имущества». На основании этого, а также учитывая мнение эксперта, иск был удовлетворен.
В поисках утраченного
Прошло полтора года, но Ирине так ничего и не вернули. Более того: как показывают документы, никто этого делать и не собирался. Предпринимательница уверена, что часть имущества уже просто пропала.
По мнению Ирины, то, как новый владелец вошел на территорию ее предприятия, и его действия по удержанию ее имущества можно трактовать как самоуправство. Это уголовное преступление, поэтому она обратилась в Прионежский ОМВД с соответствующим заявлением, это было еще в 2018 году, сразу после событий. И получила отказ: в действиях нового владельца признаков состава преступления не усмотрели. Через пол года она написала еще одно заявление – та же реакция. Но теперь отказ был обжалован прокурору района, который его отменил.
А дальше начался цирк. Как рассказывает представитель потерпевшей, адвокат Ирина Беляева («Адвокатское бюро «Позиция»), с 2019 года на действия лиц, удерживающих чужое имущество, таких жалоб было подано восемь, в том числе две – после того, как арбитраж официально признал имущество принадлежащим Ирине. На все заявления приходят одинаковые отказы в возбуждении уголовного дела с одной и той же фразой: что «на данном этапе проверки» отсутствуют признаки преступления в действиях лиц, завладевших и удерживающих имущество.
Отказ отменяется прокурором, Следственный отдел Прионежского ОМВД проводит дополнительную проверку (в чем она состоит – никто не знает), и за ним снова следует отказ. И так по кругу.
«Возможно, полиция просто ждет, пока у дела истечет срок давности», - считает юрист. – «За время моей профессиональной деятельности в правоохранительных органах, а ныне в адвокатуре, я не могу вспомнить такого циничного пренебрежения своими обязанностями. Чтобы за 4 года не разобраться в очевидной ситуации, и при наличии даже судебного решения, игнорировать заявление предпринимателя!..»
Поскольку есть судебный акт, обеспечить возвращение имущества законному владельцу должны судебные приставы. Ирина рассказывает, что еще в октябре прошлого года она подавала заявление в УФССП России по Карелии о возбуждении дела в связи с неисполнением судебного решения. «О принятом органом дознания ФССП Карелии решении и результатах проверки я не уведомлена до сих пор», - сообщила она.
Поняв, что в Карелии ничего не добиться, собственник имущества обратилась с жалобой в Генеральную прокуратуру России, где рассказала историю своих мытарств.
«Все изложенные события привели к тому, что предприятие, которое являлось добросовестным налогоплательщиком и обеспечивало работой в разные периоды деятельности от 8 до 12 человек в небольшом населенном пункте Карелии, с 2019 года фактически прекратило свою деятельность», - пишет предпринимательница.
И далее: «Мое обращение к Вам с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию произвола и беззакония, потребовать от поднадзорных органов и должностных лиц надлежащего исполнения служебных обязанностей при организации проведения очередной дополнительной проверки, - это последняя надежда на восстановление справедливости…»
Нюансы
Чем объяснить нежелание «силовиков» помогать Ирине, сказать трудно, но предположить можно. Еще тогда, сразу после прихода нового собственника, женщина была, скажем так, не совсем искренна ни с полицейскими, ни со СМИ. Только спустя год выяснилось, что у самой предпринимательницы есть долги перед арендодателем, которые она совсем не торопилась возвращать.
Имущественный комплекс в Рыбреке фирма Ирины и ее мужа арендовала у нижегородской предпринимательницы, и накопила изрядный долг по арендным платежам – свыше 3 миллионов рублей. Видимо, поняв, что получить деньги не удастся, владелица имущества в декабре 2018 года заключила с другой карельской компанией договор цессии. Говоря проще – продала долг. Став новым распорядителем здания и оборудования, компания «зашла» на объект.
Как выяснилось, извещение о смене кредитора Ирина с мужем получили, но проигнорировали, поскольку считали, что договор цессии неправомочен, и новому арендодателю они ничего не должны. В итоге Петрозаводский городской суд обязал супругов выплатить задолженность в сумме чуть менее 3 300 000 рублей. А правомочность распорядителя производством была однозначно закреплена за новой компанией.
Читайте по теме: «Дело о «рейдерском захвате» в Рыбреке продолжается»
В итоге из-за лукавой позиции Ирины прионежские полицейские оказались под огнем отчасти несправедливой критики. Возможно, у них сформировалось пристрастное отношение к предпринимательнице, которое влияет на их работу – они ей попросту не верят. Но закон есть закон, и то, что оборудование Ирины по-прежнему против всех законов удерживается на территории предприятия, остается фактом.
Мы будем следить за развитием ситуации.
Автор: Максим Берштейн