Когда в СМИ говорится о сближении России и Китая, основное внимание уделяется политическим событиям, таким как форумы, конференции, встречи лидеров и т.д. Однако сотрудничество в широком его смысле осуществляется не на высоком уровне, а на уровне бизнеса. Именно бизнес создает деловую активность между двумя странами, и когда лидеры стран заявляют о целевых уровнях торгового оборота, скажем в 200 млрд. долларов, то эта задача «возлагается» на представителей делового сообщества.
Сейчас очень много говорится о геополитики, большая часть рассуждений сводится к вопросу раздела сфер влияния и расстановки политических сил в мире. Вы также с легкостью сможете найти цифры, говорящие о развитии интеграции и торговых отношений между Россией и Китаем, но примеров реальных кейсов, раскрывающих нюансы сотрудничества очень мало. За прошлый год объем торговли вырос на 29%, достигнув рекордных 190 млрд. долларов, вырос импорт товаров из Китая и экспорт в КНР энергоносителей и с/х продукции. В то же время в открытом доступе нет систематизированной информации с какими проблемами сталкиваются предприниматели.
Сейчас на рынке труда наблюдается бурный рост количества вакансий, требующих знание китайского языка. При этом в России на сегодняшний день практические отсутствует качественное бизнес образование, которое могло бы готовить специалистов, востребованных в сфере делового сотрудничества с КНР (буду рад, если меня кто-то сможет поправить). Почему такие программы необходимы? Если сравнивать деловой подход китайцев и европейцев, то на лицо ряд отличий. Казалось бы, бизнес есть бизнес, основная его задача – получение прибыли, в чем же подвох? Все дело в нюансах. За свою практику не раз сталкивался с кейсами, которые с точки зрения западного подхода ломают шаблон. Пример из недавнего: крупная китайская компания, продающая строительную технику на территории РФ, имеет своего эксклюзивного российского дилера. Казалось бы, все продажи должны были бы проходить через него. Так по крайней мере было бы с любой европейской компанией (Volvo, Man, Mercedes, Scania и т.д). Но здесь совсем не так! Если вы обратитесь напрямую в головной китайский офис, то вам продадут напрямую, минуя дилера (конечно же не афиширую это). Это один из кейсов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться российским предпринимателям при работе с Китаем. Вопрос лежит не в плоскости корректности такого подхода, а в плоскости готовности делового сообщества к подобным случаям. Образование на ряду с хорошей лингвистической подготовкой должно давать людям возможность прогнозировать и оперативно реагировать на подобные случаи. Возможно необходимо создание аналогов программ MBA, ориентированных на работу с азиатскими странами и непосредственно с Китаем?