Найти тему

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО УЧИТЫВАТЬ В РАБОТЕ С ПЛОХО ПОЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ?

Хочу рассказать, учет каких дополнительных параметров помогает мне достигать хороших практических результатов с моими студентами. Когда я стала работать с современными вокальными приемами, то выяснила, что далеко не все они “в основном виде” стопроцентно эффективны. У меня никогда не было сомнений относительно того, что все эти приемы рабочие, если вдруг что-то шло не так, я всегда сомневалась в пользу именно моего корректного выбора. То есть, не прием плохой, нерабочий, а либо я выбрала не тот, либо я выбрала правильно, но криво его применяю.

К вопросу о “криво” - на первых этапах, когда я сама недостаточно точно умела воспроизвести эти приемы, мне элементарно не хватало знаний и понимания ощущений. Поэтому я могла пропустить мимо ушей что-то очень важное в звучании ученика, либо неверно интерпретировать то, что слышу.

Позднее, когда этап становления этих ощущений перешел в стадию уверенного пользования, моя практика с учениками перешла на новый качественный уровень, но это не отменило, к сожалению, того, что я опять время от времени сталкивалась с таким понятием, как “затык” в работе. Анализ этой ситуации привел меня к более точному сегментированию индивидуальных особенностей моих студентов и это принесло отличные плоды.

Как мы обычно разделяем наших подопечных? Мы делим их с учетом возраста, пола, наличия способностей, мотивации к обучению и, в лучшем случае, по темпераменту. Как по мне, этого недостаточно, если в работе результат плохой или отсутствует напрочь. Я стала наблюдать за каждым студентом более пристально, и в результате этих наблюдений выявила для себя еще несколько дополнительных параметров:

- скорость реакции на поступающую информацию.

Люди не тупые и не “острые”, просто кто-то довольно оперативно обрабатывает любое внешнее воздействие, а кому то - подумать надо. Выяснилось, что чем дольше человек склонен “думать”, тем дольше, соответственно, он запоминает нужные алгоритмы выполнения вокально-технических приемов. В последствии это приводит к тому, что и в исполнении песни такой студент “буксует” именно по причине низкой скорости реакции. А, как мы знаем, это темпоритм любой музыки диктует нам условия, а не мы ему. Я подумала, что скорость реакции можно отрабатывать и развивать так же, как и все остальное. И взяла данный параметр - скорость реакции - как один из маркеров развития вокальных способностей.

- психологические блоки на собственное звучание.

У каждого человека, чьи вокальные способности не лежат на поверхности, к тому моменту, когда он “созрел” придти учиться петь, уже есть стойко сформированные убеждения, что, на самом деле, ему лучше заткнуться. Как правило, к этому приложили руку его “добрые” знакомые или родственники. Так, например, одна из моих студенток, рассказала мне: “Мой сын недавно сказал мне, что одно из самых ужасных воспоминаний его детства - мои колыбельные песни”. Я не знаю, какое еще признание может быть хуже этого, и можно себе представить, ЧТО в голове этой женщины, которая, не смотря на это, робко, но все же, зашла ко мне в класс!

- еще одним важным параметром считаю такое качество личности, как “допустимая наглость” (про это неделю назад я делала отдельный пост).

Какая-то категория людей в силу личных причин совершенно неспособны производить громкие внятные звуки. Они неспособны ругаться или эмоционально выяснять отношения, в таких случаях они привычно сжимаются в комочек и пищат оттуда что-то невразумительное. Или молчат. У таких людей, как правило, очень низкая мышечная активность в голосовом аппарате и аттрактор на более тонкий тип смыкания связок. Ни то, ни другое никак не способствует развитию необходимых вокально-технических умений даже базового уровня. Приходится создавать условия, чтобы такой “мышонок” раскричался, т.е. позволил себе издавать ранее несвойственные ему, звуки. И тут речь идет не только о максимально громких звуках: даже самые обычные, казалось бы, звуки, у таких людей, как правило, имеют “пустой” тембр. Поэтому для начала человек должен убедиться, что он не с Луны упал, а, как и все, способен воспроизвести голосом что-то более внятное, чем обычно. Самыми лучшими инструментами для этого являются технические маневры на перстневидный хрящ и СЧН (Ring).

Надо ли говорить, что все эти и многие другие параметры обязательно будут вносить коррективы в работу с одним и тем же вокально-техническим приемом? Напомню, что суть современных приемов такова, что их нужно выполнять максимально точно для того, чтобы сформировать нужный технический навык. Если эта точность невозможна из-за психофизических особенностей студента, навык не образуется, либо образуется с погрешностями, что обязательно скажется на качестве звучания голоса. В каждом случае нужны дополнительные инструменты, которые подвинут студента ближе к результату вне зависимости от его “тараканов”.