Найти тему

Новая книга Пелевина: будущее, которого не должно быть

Оглавление
автор @ Vaynakh
автор @ Vaynakh

Все книги Виктора Пелевина написаны на грани фола. Невозможно понять, серьезен писатель или насмехается, нагромождая число абсурдных событий. Но особенно выделяется последняя: KGBT+ (КГБТ+) – то ли стёб, то ли философская притча, то ли волшебное зеркало нашей действительности, которое показывает возможное будущее человечества.

Конспирология, рептилоиды, криптовалюта, ювенальная юстиция, трансгендеры, феминизм, доведенный до абсурда, трансгуманизм, подчиненность шоу-бизнеса правителям мира, заговор элит, прививки против вирусов со встроенными нано, тотальная цифровизация, андроиды, всесильные спецслужбы и т.д. Мы видим мир, в котором сбылись все страшилки, которыми пугают сегодня человечество.

Писатель - провокатор

Пелевин – провокатор. Но правильный провокатор. Он провоцирует человека на размышления, на критический анализ (очень приветствовался при советской власти), на внутренние изменения.

И его новая книга KGBT+ (КГБТ+) тоже такой провокатор.

С самого начала она загадывает загадки. Загадка – уже название книги, в которой забиты две известных аббревиатуры – КГБ и ЛГБТ. Еще больше тумана добавляет коллаж обложки: сердце, которое разбито… чем-то, напоминающим фалос.

Когда начинаешь читать, то с удивлением предполагаешь, что Пелевин решил стать философским гуру и поделиться постигнутыми истинами. Но потом тебя мордой о камень. И ты видишь жуткую реальность, описываемую примитивным языком, с разными словами-новоделами (что, честно говоря, иногда бесит), но лишь для того, чтобы показать всю убогость и мерзость описываемого мира.

Нет, конечно, и потом, особенно ближе к концу, несмотря на язык, прорывается философичность и глубина, когда автор буквально кричит, показывая, что до какого бы скотского состояния не довели человека, он все равно способен сохранить в себе человечность и глубину. Но все равно страшно, если именно такой мир нам готовят.

Книга – стёб?

На первый взгляд так и есть. Жуткий темный мир, в котором буквально все вывернуто наизнанку. Люди словно карикатуры. Государственное устройство стран, взаимоотношения между людьми вызывают стойкое отвращение и мысль: фу, какая мерзость. Любовь, искусство, семья, даже секс – всё опущено ниже плинтуса и доведено до абсурда.

Не женщины, а фемы (как я понимаю, от слова феминизм), первенство которых над мужчинами не просто провозглашается. Женщина стала доминантным гендером. Любая попытка хотя бы даже сравняться с ней в правах, в том числе в сексуальных отношениях, тут же наказывается.

Женщины устраивают бои друг с другом с помощью специальных боевых нейрострапонов, которые напоминают огромный мужской член.

Но при этом ЛГБТ в этом мире не просто цветет и пахнет, а, пройдя через окно овертона, стало нормой. Типичный представитель этой породы людей Люсифидор (или попросту Люсик) – не мужчина, не женщина, влиятельнейший продюсер, который кует мировых звезд и, по сути, формирует культурное пространство страны.

А страна-то эта – бывшая Россия, которая называется в этом пространственно-временном континууме Доброе Государство. И оно по-прежнему якобы на ножах с Соединенными Местечками – бывшими США. Правят Добрым Государством сердоболы, потому что предполагается, что сердца их болят за простых людей. Так болят, что люди давно превратились в марионеток и пустышек, с которыми правящие мира сего делают что захотят.

Народ в этом мире ходит с социальными имплантами в голове, полностью управляем и абсолютно невменяем. Весь их разум уходит в различные развлечения и втыкания.

Криптолиберальная интеллигенция ведет бесконечные споры о прошлом, настоящем и будущем человечества.

Звезды работают на власть как и сейчас.

Правят всем нейросети.

Все выглядит как стёб. Но в какой-то момент осознаешь, что все очень серьезно. Возникает ощущение реальности происходящего, как будто писатель воспользовался технологией перемещения, о которой рассказывал в начале книги, и реально побывал в этом абсурдном будущем.

Зеркало?

Когда я говорю зеркало, то не имею в виду то, что книга, хоть и в искаженном свете, рассказывает нам о нашей действительности. В самом начале писатель предупреждает, чтобы не вздумали находить никаких аналогий. В некотором роде это – рассказ о параллельной Вселенной. Просто, к сожалению, наша реальность вполне может однажды сомкнуться с этой Вселенной. И писатель предупреждает нас, чтобы мы не свернули на эту дорогу.

А отсыл к зеркалу – тоже из книги.

Главный герой по имени КГБТ+ сочиняет вбойки. Вбойки – вроде как песни, потому что исполняются под музыку, но со смыслом. И этот смысл непосредственно, художественными средствами, передается из мозга творца вбоек в мозги всех других людей, у которых в мозг вшиты импланты. Слушая вбойки через импланты, люди как бы врубаются в смысл сказанного и кайфуют от понимания.

Так вот, одна из вбоек рассказывает о сказке «Снежная королева». Да и главного героя вместе с его музой зовут Кей (так сократили его имя КГБТ+) и Герда. И, на мой взгляд, именно эта вбойка раскрывает скрытую суть книги «КГБТ+».

Немногие помнят, что начиналась история о Снежной королеве с того, что черти создали зеркало, которое отражало только темную сторону действительности, искажая, тем самым, реальность. А потом, когда черти поднялись в небо, чтобы посмотреть через зеркало на Бога, то не смогли удержать его, и зеркало разбилось, а его мелки осколки попали в глаза и сердца людей, в том числе в глаза и сердце Кея.

И когда я называю книгу Пелевина зеркалом, то имею в виду то, что в ней, какой бы абсурдной и безумной она ни была, отражается темная сторона человеческой души и темный путь, который может пройти человечество, если не выдавит из себя этих темных осколков.

Философская притча

Пелевин всегда философичен. По натуре он буддист, но своеобразный. Не будем разбирать этот аспект. А посмотрим какую философскую притчу рассказывает нам в своей книге Виктор Олегович.

Думаю, главный вопрос, который пытается разрешить Пелевин, это в чем смысл человеческой жизни, если вместо эволюции и совершенствования происходит постоянная деградация человека.

Также он размышляет на тему что есть бог по отношению к человеку и что есть человек по отношению к богу?

Описываемый автором мир – мечта идиота. Миром правят баночные богатеи, мозг которых в прямом смысле находится в банках под землей. Они живут в прекрасной виртуальной реальности и плевать им на реальный мир, которым правит пара-тройка, опять-таки, баночных вождей под руководством трансгуманизма.

Любопытно, что хозяевам трансгуманизма было важно, чтобы деньги казались чем-то внешним по отношению к ним, что, по их мнению, создает иллюзию свободы и плюрализма. При этом, они называли конспирологами всех тех, кто обвинял их в захвате власти над миром и указывали на барона Ротшильда как на независимый от них финансовый институт.

Обязательно надо внимательно читать все вбойки. Они очень красноречивы и о многом предупреждают.

Вот, например, интересный пассаж, который выдает TREX (тоже вбойщик) в своей вбойке. Этим миром владеют древние рептильные сущности, поет он. Еще 400 лет назад умные люди понимали, что вакцина – это жидкий наночип, который впрыскивают в наш кровоток… Для обновления прошивки мы должны постоянно делать новые уколы. У нас нет шанса против них… Я сдаюсь на милость рептилоидов, я не хочу погибать в неравной борьбе с древним ужасом. Я выбираю непротивление насилию и оставляю себе шанс на счастье.

Писатель не верит ни в человека, ни в человечество. Он убежден, что все может становится только хуже. Даже если кажется, что все стало лучше. Потому что все покрывается ложью и красивой картинкой. Но все-таки. Есть вбойки. И в них есть надежда.

Он не верит в человека, но верит в гуманизм, и говорит об этом прямо. Гуманизм – это просто, пишет он. Это значит быть чуть добрее друг к другу, пока мы живы.

Единственное действие (или недействие, как кому нравится), позволяющее вернуться в божественную природу – это принять все как есть, прямо сейчас, учит Пелевин. Научиться жить в «сейчас» без жалоб и экстазов, опираясь на то, что есть в этом миге. А там, если поискать, найдется все. В том числе и следующая ступенька, не видная ни из какого другого места.

Но на этом пути, уверяет писатель, есть один секрет. Надо научиться прощать себе свое несовершенство.

Даже в самом дерьме, человек может стать счастливым – почувствовать себя счастливым, считает он. В каждом данном моменте, в «сейчас», до которого не может дотянуться никто из тех, кто считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами и выстраивать мир по своему собственном разумению, далекого как от разума, так и от совершенства.

***

Неслучайно акцент в книге сделан на банках, в которых обитают сильные мира сего, в которых они обрели вечность и личное счастье, где им доступно все, любые хотелки и извращения, но где они продолжают управлять миром, потому что, видимо, в этом находят какую-то радость.

Главный герой тоже оказывается в итоге в банке. Точнее, в баночной тюрьме, где долгие годы его мучают, причиняют страдания. Но именно там он и постигает как избегнуть страданий. Отсутствие страданий он и называет счастьем.

Банки – это символ нашей ограниченности, невозможности выйти за пределы своего сознания, обрести свободу.

Книга странная, невероятная. Ее надо читать медленно. Над ней надо думать.

Пелевин буддист. Поэтому и уверен, что стремление к счастью – фикция. Цель человеческой жизни, по его мнению, – это уход от страдания, а достичь этой цели помогает покой. Покой – просто существование в моменте, слияние с ним, принятие всего, что дает судьба. Путь дао.

Я выписала большое число цитат из книги. Глубоких. Важных. Возможно, когда-нибудь я сделаю их подборку здесь. На этом заканчиваю свою рецензию-размышление.

Не со всеми его мыслями я согласна, но поражаюсь глубине и философичности мыслей Виктора Олеговича, а также его таланту писателя.

А вы читали эту книгу? Что вы думаете о ней?