Читатели продолжают делиться способами раздобыть отдельное жилье - в прежние, естественно, времена. Как ему удалось получить в 90-х четырехкомнатную квартиру на Таганке, рассказывает Сергей С.
Мои родители невестку не приняли, и я десять лет прожил со своей семьёй в тëщиной квартире, в районе Нагатинский Затон, Затонная улица, 2, в выделенной нам десятиметровке.
Вшестером, с четырьмя детьми, конечно, в 10 квадратных метрах жить было проблематично, поэтому старшего внука взяла к себе в комнату бабушка.
Естественно, по мере роста семьи, я всячески пытался получить отдельное жильё, но все попытки были бесполезны. Постановке на учёт в жилотдел мне, как и многим, мешали пресловутые нормы квадратных метров на человека. Сначала выписался из квартиры брат жены, потом тёща долгое время не прописывала меня в квартиру. Никак мы не укладывались в эти нормы. Вершиной коварства тётенек из жилотдела было игнорирование справки о шестимесячном сроке беременности моей жены.
Наконец, нас поставили на очередь, в которой предстояло отстоять немыслимое количество лет.
Со своей проблемой я обращался и на съезд КПСС и лично к Горбачёву, но получал в ответ лишь одни отписки. Но в какой-то момент удача, наконец, повернулась ко мне лицом. Я написал обращение с описанием своей проблемы Ельцину, который на тот момент был Председателем правительства РСФСР и всячески рвался в президенты - радел за судьбы простого народа и клялся, что жизнь положит за наше счастье. В общем, я со своим письмом оказался, что называется, в нужное время в нужном месте, попал в струю. И закрутилось!
Секретариат Ельцина обозначил районному жилотделу, что мой вопрос находится на контроле у Ельцина, ну и жилищники стали всячески доказывать свою преданность власти. Семь раз (!) мне предлагали смотровые на новые квартиры. Когда я задыхался с детьми в нашей десятиметровке, я думал: «Господи, помоги получить хоть какое-нибудь отдельное жильё!», а уразумев, что передо мной открылись неожиданные возможности, стал выпендриваться.
То напротив дома автомобильный рынок (в Кожухово), то недалеко от дома находится цементный узел, то жильё предлагают у чëрта-на-куличиках - Бутово в начале 90-х было ещё той окраиной! Мне чинуши начали угрожать, что это последний смотровой, и я поеду, куда они скажут, или останусь, где был, но я, что называется, закусил удила. Понимал, что больше у меня такой возможности не будет, и выбирал жильё по своему вкусу и усмотрению. И, конечно, это отчасти была моя месть жилотделовцам за перенесëнные благодаря им унижения и нервотрëпку.
Наконец, мы получили смотровой ордер и поехали на Таганку! Зайдя в свою будущую квартиру, я понял, что привередничать больше не надо. Четыре комнаты, два балкона, два туалета, огромная прихожая и, наконец, мечта хозяйки - кухня площадью 15 метров. Площадь квартиры 112 кв.м., семейная кличка: "наша соточка", потому что мыть полы на такой площади - ещё то развлечение!
Как мы обставляли мебелью "соточку" - отдельная история. 1991 год, в магазинах хоть шаром покати. Вспомнил случай. В то время на Таганской улице был достаточно известный хозяйственный магазин, однажды там выкинули в продажу сиденья для унитазов - тоже дефицит. Отстояв очередь, я вознамерился купить два сиденья, но мне сказали, что в одни руки отпускают только одно. Сгоряча я начал объяснять, что у меня в квартире два туалета, но по взглядам людей в очереди понял, что делаю ошибку. Во взглядах явственно читалось: "Семнадцатого года на вас нету, буржуи!".
Моя гордость - стол на кухне, сделанный мною лично. На заводе списывали стол для президиума, и мне разрешили забрать столешницу этой громадины. Царгу и ножки я сделал сам, и вот уже 32 года этот монстр исправно служит нашей семье. Столешница толщиной 50 мм выдержала и отбивание мяса молотком и зверское промешивание теста для пирогов.
В общем, так мы и живем в своей "соточке" на Марсистской улице, 38.