В моей прошлой статье "Избегающее расстройство и феномен хикикомори" обсуждалась весьма актуальная тема затворничества подростков и молодежи с позиции педагогики. Сегодня мы поговорим об этом феномене "изнутри".
Что толкает молодых людей в затворничество?
Приведенные иллюстрации - размышления опубликованы с разрешения героев, пожелающих сохранить анонимность.
История Л., 18 лет
"На индивидуальное обучение перешел в 14 лет. У меня тогда родители развелись. С отцом я был в хороших отношениях. Мы всегда проводили время вместе. С мамой была напряженность. Она истеричка, я ее никогда не понимал. В один прекрасный момент отец сказал, что больше не может справляться с ней. Испугался, что может ее придушить. В итоге ушел. Я стал говорить, что хочу жить с отцом. Но мать стала шантажировать и грозиться суицидом. Стала пугать меня, что если я уйду к отцу, то меня будет мучить совесть...И вина за ее смерть будет на мне. Разумеется, по учебе съехал. Школьный психолог предложила мне перейти на индивидуальное обучение. Друзей у меня особо не было. Пара подружек из класса. в итоге меня перевели. Я стал затворником. К этому моменту я знал, кто такие хикки. Потому что уже смотрел аниме. Не могу сказать, что фанат. Но свой шарм в аниме есть. Я закрылся в комнате. Контакта с матерью не было, а отец уехал работать на Чукотку. Там женился и сейчас у меня растет брат. Я понял, что я никому не нужен. Мать я поставил на место, запретил входить в мою комнату. Поступил в колледж, но и там дело не пошло.Я стал понимать, что хочу быть хикки. У меня есть круг друзей в интернете, есть безопасность. Когда надо, я заказываю вещи в интернете. Мать периодически уезжает к любовнику и квартира остается в моем распоряжении. Я кайфую от одиночества. Не хочу загадывать, что будет дальше..."
История М., 15 лет. (девочка)
М. воспитывается в полной семье. Но так случилось, что оба родителя работают из дома, фрилансеры. Большая привязанность к родителям, инфантильность, несамостоятельность в принятии решения привели к тому, что уже в начальной школе девочку перевели на индивидуальное обучение с характерным "расплывчатым" диагнозом психиатра.
"Сейчас я даже не представляю, что мне делать в социуме. Я прекрасно понимаю, что рано или поздно надо выходить на улицу. Но максимум куда я выхожу - к бабушке, которая живет рядом. Происходит это раз в три-четыре месяца. Если надо идти в поликлинику, то мне становится плохо. Мама или папа обязательно идут со мной. они мои ангелы-хранители! Я не хочу возвращаться в социум! Мне очень комфортно здесь!"
История Р., 17 лет
"Я был с первого класса изгоем. Надо мной смеялись, рост маленький, как мальчик - с - пальчик. Слабенький, хилый, сдачи давать не могу. Меня гнобили и ученики, и учителя. Потом перешли на коррекционную программу с ЗПР. На какое-то время стало потише, привыкли. Но потом стало некомфортно. Начался подростковый возраст, пришли новенькие в класс, этакие альфа-самцы. Два высоких крепких парня. И я стал с новой силой подвергаться атакам. Да так, что в 14 лет пережил сексуальное насилие со стороны этих парней. Они сказали, что если я кому-то что-то скажу, то убьют меня и мою мать. Мама воспитывает меня одна. Работает на трех работах. Но денег не хватает. Я освоил курс графического дизайна. Беру заказы, чтобы хоть как-то помочь маме. Мы снимаем квартиру, своей нет. Мечтаем в ипотеку купить....Я пообещал маме, что обязательно выполню ее мечту. Я продолжаю учиться индивидуально в техникуме. Благо, что преподаватели пошли на уступки и поняли мою ситуацию. В мыслях даже нет выходить в "открытый космос". Потому что общество для меня враждебно! Там живут страшные, опасные люди!"
Из приведенных историй можно увидеть наличие глубоких психологических проблем, затрагивающих внутрисемейные отношения, отсутствие социальной зрелости, выраженные дезадаптивные формы поведения, сопровождающиеся недоверием к миру. В любом случае - феномен хикки имеет первоначальную психологическую травму.
Что меня беспокоит в этих историях (замечу, что эти люди лишь прислали мне письма и не стали включаться в терапевтический процесс)?
Нежелание менять свою жизнь.
Замкнутость, уход в себя, в первом и во втором случае очевидным является факт накопленной агрессии и гипертрофированной обиды. Удручает и тот факт, что ребята так и не получают квалифицированной помощи психолога. Они подчеркивают ценность и значимость их сегодняшней жизни и не собираются социализироваться.
В то же время я не увидела и признаков неадекватного и суицидального поведения. Как мы видим, вполне внятная речь, логика, несмотря на массу блоков и комплексов. Мне сложно анализировать позицию родителей. Но на мой взгляд, такое поведение родителей идет по "накатанной" дороге. Прислушиваясь к необходимости индивидуального обучения, минуя жесткие рамки образовательного процесса, родители полагают, что облегчают жизнь своим детям. Так ли это на самом деле?
Дорогие читатели и коллеги! Записаться ко мне на онлайн-консультации, курсы, расстановки и супервизии можно по телефону 89272823878. Ознакомьтесь с моими услугами по этой ссылке!
С уважением, психолог Надежда Вячеславовна Архангельская
Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru