В предыдущей статье мы начали свой рассказ о становлении советской промышленности. В тяжёлые годы после Гражданской войны, в условиях политического давления запада и возможной войны трудно было обойтись без помощи со стороны.
Эту помощь с удовольствием оказывали американские и немецкие фирмы и иностранные специалисты от них.
«Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор?»
В период индустриализации в СССР приехало 200 тыс. американских специалистов – инженеров и техников. Это они отвечали за производство первые годы, пока росли наши собственные кадры. А они подрастали! За 10 лет американцы подготовили на рабфаках (прообразах техникумов) 300 тыс. специалистов рабочих специальностей.
Многие иностранцы, работающие на благо нашей родины, получали от советского правительства высокие награды.
Иностранные специалисты имели неплохое жалованье, жили в лучших, чем советские рабочие, условиях, им были доступны качественные продукты.
Для иностранцев строились особые посёлки, куда простые советские граждане даже не могли попасть. Там были свои магазины, клубы, кинематограф.
Советское правительство старалось не допустить падения уровня жизни иностранного специалиста по сравнению с тем, как он жил у себя дома. Однако условия договоров частенько нарушались, что вызывало неудовольствие иностранцев и приводило к жалобам и расторжению контрактов.
Но были и курьёзные случаи, даже отражённые в литературных произведениях тех времён, из-за нашей бесхозяйственности и несогласованности действий, иностранные специалисты могли простаивать месяцами, получая все положенные за работу деньги и очень удивляясь этому.
После 1935 года в СССР накопилось достаточно опыта, чтобы продолжить развивать свою промышленность самостоятельно. Выучились и набрали опыт собственные кадры. Иностранцам стали срезать зарплаты, закрывать распределители, требовали принять наше гражданство. Многие стали уезжать на родину, где к тому времени кризис закончился и открывались новые рабочие места.
А что осталось нам?
А в СССР пошёл счёт пятилеток, развивали промышленность, возводили заводы и комбинаты, выпускали продукцию и… готовились к войне.
Горьковский автозавод наладил выпуск ГАЗ-АА и ГАЗ-М1, которые представляли собой копии автомобилей «Форд АА» и «Форд-40А».
ЗИЛ (тогда ЗИС – завод имени Сталина) выпустил представительский автомобиль ЗИС-101, на котором ездила вся советская элита, на деле он был полной копией «Бьюика» 1932 года.
Последний блюминг немецкой фирмы Demag на Магнитогорском металлургическом комбинате был разобран только в 2005 году.
А наши специалисты в СЛТ помнят, как в начале 90-х годов на ГПЗ-1 работала немецкая электродуговая печь 1933 года выпуска.
Но всё это стало базой для дальнейшего развития техники и технологий в Советском Союзе. Ведь существует такая поговорка: «Мы видим дальше, стоя на плечах своих учителей». Об этом не стоит забывать молодым специалистам и сейчас.
В компании СЛТ тоже работают специалисты из разных стран – Беларуси, Италии, Конго, поэтому собирая свой и международный опыт в области поставок и проектирования литейного, металлургического и металлообрабатывающего оборудования, мы предлагаем следующие услуги.