Найти тему

Мода от монахов

Было время, когда законодателями мод у японцев были проститутки и монахи. Интересное сочетание, правда? Сегодня я расскажу вам об одном из модных течений, возникшем благодаря монахам. Про юдзë поговорим как-нибудь в другой раз.

Судзуки Харунобу "Куртизанка и камуро смотрят на лицо комусо, отразившееся в зеркале"
Судзуки Харунобу "Куртизанка и камуро смотрят на лицо комусо, отразившееся в зеркале"

Во второй половине 16 века в Японии завелись странствующие монахи-комосо («монах соломенной циновки»). Они имели весьма опосредованное отношение к буддизму и больше походили на менестрелей. Комосо играли на флейтах-сякухати и брали со слушателей деньги. В общем-то, ничего необычного.

Сунаяма Госэй "Сякухати с чехлом"
Сунаяма Госэй "Сякухати с чехлом"

Но всё изменилось с приходом сёгуната Токугавы. Из-за междоусобных войн погибло большое количество даймё – феодалов, на службе у которых находились самураи. Воины, лишившиеся господина (ронины), подались кто куда. Одни – в разбойники, другие – в бродяги, третьи стали путешествующих монахами.

В самом начале 17 века ронины, избравшие путь монахов, организовались в школу Фукэ. Ну и название сменили. Отныне они были не монахами соломенной циновки, а комусо – монахами пустоты. Согласитесь, звучит гораздо поэтичнее.

Для придания солидности своей школе самураи придумали ей хорошую историю. Ронин Кусуноки Масакацу, живший еще в 14 веке, стал первым нищим монахом-самураем. В шляпе с глубокими полями он странствовал по стране и играл на флейте мелодию «Колокольчик пустоты». А если его спрашивали, кто он такой, Масакацу отвечал: «Монах пустоты и небытия».

Утагава Ёситора "Кусуноки Масакацу"
Утагава Ёситора "Кусуноки Масакацу"

В 1614 году комусо получили от самого Токугавы Иэясу особый устав. В этом документе было зафиксировано, что религиозное братство комусо предназначено для ронинов, которые на время захотели стать отшельниками. Устав разрешил монахам-самураям беспрепятственно перемещаться по всей стране. И это стало исключением из правил. Свободные путешествия по Японии того периода были строжайше запрещены. А комусо могли, да. Но за это они шпионили в пользу Токугавы. Ну и плюс под личиной монаха сёгун вполне мог рассылать по всей стране своих соглядатаев. Очень удобно, как мне кажется.

Сандзо Вада "Комусо"
Сандзо Вада "Комусо"

В 1677 году вышел указ, согласно которому комусо разрешили носить два меча, шляпу-тэнгай и белые плащи и запретили принимать в свои ряды обычных горожан и крестьян. А еще монахи продавили эксклюзивное право на сякухати. Кроме комусо, играть на этой флейте нельзя было никому.

Флейту сякухати монахи использовали не только как музыкальный инструмент, но и в качестве оружия. Полуметровый кусок бамбука с тяжелым комлем на конце – это вам не шутки.

Одной из отличительных черт костюма комусо стала шляпа-тэнгай, символизировавшая отречение монаха от внешнего мира. Ну и очень хорошо помогавшая скрыть свою личность.

В 18 веке с подачи театра Кабуки, в котором ронины, переодевшиеся комусо, представлялись в весьма и весьма романтическом свете, одежда монахов вошла в моду. Молодые люди стали носить тэнгай и кэса. Этих красавцев даже прозвали санто комусо – щёголи трёх столиц (Эдо, Киото, Осака). Мода продержалась довольно долго. Юношей в подобных костюмах изображали на гравюрах многие мастера укиё-э.

Комусо закончились в эпоху Мейдзи. Тогда как раз произошла реставрация монархии, и власть активно устраняла всё, что было связано с сёгунатом. В том числе и школу Фукэ. Вместе с монахами, к сожалению, запретили и сякухати. А так как мелодии передавались от учителя к ученику без записи нот, большинство песен комусо было безвозвратно утрачено.

Вот такая интересная история монахов, ставших законодателями мод.