Я скучаю по временам, когда можно было смело заехать во двор любой московской многоэтажки на полноразмерном американском внедорожнике, не испытывая приступа клаустрофобии из-за припаркованных друг на друге легковушек местных жителей. Я скучаю по временам, когда на паркингах у торговых центров высота не ограничивалась двумя метрами, а разметка позволяла не только втиснуть туда Hummer, но и открыть дверь, не рискуя упереться ею в соседний автомобиль.
За последние годы многое изменилось. По моим наблюдениям, лишь небольшая часть автолюбителей готова рискнуть приручить динозавра или на худой конец купить автомобиль возрастом чуть моложе мезозойской эры. Я один из них. Десять лет назад я плотно подсел на автомобили с большой буквы «Х» – настоящие, бескомпромиссные, наплевавшие и на Гринпис, и на прочих защитников окружающей среды – автомобили марки Hummer. В них есть то, чего лишены все эти многочисленные «Рио» и «Солярисы» – идея, ради которой они изначально создавались, и частичка души, которую в них вложили конструкторы и дизайнеры. Я отчётливо помню момент, когда впервые сел в свой только что купленный Hummer. Мне показалось, я нарушил пространственно-временной континуум и мгновенно переместился в начало девяностых – уж слишком аскетичный салон, невнятный руль, вялые тормоза. Да ещё и отсутствие обычных для нашего времени опций – подогрева зеркал, бортового компьютера... Но знаете, что-то меня в нём зацепило. Я почувствовал, что эта машина, даже раненая, довезёт домой, не бросит посреди тундры, леса, поля, города. В кругу автомобилистов Hummer вызывает или восторг, или полное отрицание, но равнодушных я не встречал.
It`s alive. Alive!
Первый Hummer H2 сошёл с конвейера в далёком 2002 году. На нём стоял 6-литровый мотор и четырёхступенчатый автомат. В 2008 году двигатель заменили на более современный 6.2, в связке с более надёжной АКП 6L80E, но было поздно. В 2009 году руководство GM объявило, что в рамках реструктуризации компании планирует избавиться от Hummer. А жаль. Пожалуй, это один из немногих автомобилей, который останется вне времени. Мой «Штирлиц» был выпущен в 2005 году на заводе в Луизиане, привезён к нам в начале 2007-го и сразу же отправлен в студию аэрографии – менять внешность. Рисунок выполнили в стилистике фильма «17 мгновений весны» – национальная классика, понятная только советскому человеку. Будем откровенны, на каждый день, особенно в условиях Москвы, этот здоровяк не слишком удобен: жрёт много, парковать негде, соседи по пробке молятся при виде колёс размером с Daewoo Matiz. Поэтому «Штирлица» я использую как экспедиционный автомобиль, который помогает добраться в самые труднодоступные уголки.
С ним мы были на Кавказе, объехали Кольский полуостров, Архангельскую и Вологодскую области. Мы вообще любим путешествовать. Для нас нет ничего лучше, чем сесть в машину и поехать куда-нибудь подальше от пыльных городов и туристических маршрутов. Едешь себе с крейсерской скоростью 100 км/ч, никуда не торопишься, сын смотрит мультики на потолочном мониторе, собаки спят в багажнике, а красивые виды не спешат от тебя убегать. Медленная езда по трассам даёт возможность поразмышлять о жизни и, конечно, понаблюдать за автомобилями других искателей приключений, встречающихся на пути. Например, пару лет назад на Терском берегу нам попалась Toyota Land Cruiser 70 с немецкими номерами и пожилой парой на борту. Машина была отлично подготовлена: две запаски с грязевой резиной, сэнд-траки, канистры с топливом, лебёдка, шноркель, маркиза на крыше и спальник в задней части салона. За время поездок мы тоже накопили некоторый опыт подготовки, и вот наш список самого необходимого:
– Колёса увеличенного диаметра и шины для преодоления сложных покрытий. Hummer H2 пожалуй единственный серийный автомобиль, на который можно установить 37 дюймов без дополнительного лифта кузова. Весь позапрошлый сезон я отъездил как раз на таких. Правда, в прошлом году пришлось перейти на более гуманный размер и поставить Nitto Mud Grappler 35х12.5 R20 на дисках KMC Rockstar. Гудят грязевые покрышки, как подбитый немецкий бомбардировщик, но чего не сделаешь ради красоты.
– Два грузовых бокса Atlant Dynamic 504. Свободное место в машине – это самый ценный ресурс в путешествиях с семьёй. Когда вы собираетесь в дальнюю поездку, багажник стремительно заполняется сумками, палатками, продовольствием и обычно всё заканчивается тем, что собаки вынуждены спать на переднем подлокотнике, потому что всё вокруг заставлено вещами. К счастью, крыша Hummer чуть больше стола для пинг-понга, что в своё время позволило установить сразу два грузовых бокса Atlant Dynamic по 500 литров каждый. Теперь в них помещается большая часть вещей из багажника, а также всё туристическое снаряжение.
– Лебёдка скрытой установки. Когда путешествуешь одной машиной, которая весит 3,5 тонны, у тебя нет права на ошибку. Застрять можно всего за минуту, а вот выбраться не каждый трактор поможет. Поэтому я установил лебёдку за передний бампер. Выбрал двенадцатитысячную, её тягового усилия хватает, чтобы вытащить тяжёлый автомобиль.
– Пневмосистема для подкачки колёс. Для движения по глубокому снегу, песку или каменистой дороге неизбежно приходится спускать шины, поэтому вопрос быстрой подкачки очень актуален. Представьте, сколько нужно времени, чтобы восстановить давление в колесе диаметром 35 или 37 дюймов. Для решения этой задачи я установил систему, собранную на компрессоре Berkut R24 Pro, с двумя дополнительными ресиверами по десять литров. Давление в системе – 10 атм. Быстроразъёмные соединения аккуратно вывели с двух сторон в проём передних дверей. Теперь нет необходимости открывать капот, чтобы подключить компрессор к аккумулятору, не нужно мучиться с коротким шлангом, который может и не дотянуться до всех четырёх колёс огромного внедорожника.
– Система Bird View. Четыре камеры по кругу. На внедорожнике шириной чуть больше двух метров, система кругового обзора должна прилагаться к договору купли-продажи. Представьте, какой стресс можно испытать, заехав на Hummer во двор, плотно заставленный автомобилями? Спокойно себя чувствовать в такой обстановке помогают четыре камеры кругового обзора – спереди, сзади и в боковых зеркалах.
– Усиленная АКП (Heavy Duty). Самая затратная часть в путешествиях на машине с пробегом больше двухсот тысяч километров – это её техническая подготовка к дальней поездке. Когда у вас такой пробег, выйти из строя может всё что угодно, и лучше, если это случится в городе, а не в тундре. Приходится изучать, как работают основные агрегаты: раздатка, АКП, мосты, двигатель. Если возникают хоть малейшие замечания – ремонтировать, не дожидаясь поломки в дороге. Так, перед нашей последней поездкой на Кольский, мне пришлось перебрать автомат. Диагностика показала большой износ фрикционных элементов, и я решил разобрать коробку и установить усиленные компоненты. Теперь, если конечно не рвать её на бездорожье, доработанной коробки должно хватить надолго.
Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с Hummer. Да, он не идеален. Его салон скрипит, а расход бензина заставляет плакать по ночам в подушку. Иногда он ломается, и далеко не всегда запчасти можно найти в Москве. Но есть в этой машине что-то такое, что позволяет закрывать глаза на все его недостатки. Каждый раз, когда я поворачиваю ключ в замке зажигания, моё сердце начинает биться в такт с бархатистым рыком его шестилитрового мотора. И это дорогого стоит! Так что советую вам, друзья, не бояться динозавров. Они подарят больше эмоций, чем безликие мыльницы, которые, проживая тусклую и короткую жизнь, не оставляют никакого следа ни в автомобильной истории, ни в наших сердцах.
Текст и фотографии Павла Костюрина