Советы пригодятся и взрослым
Нужен ли сейчас кому-нибудь аккуратный почерк? Школьники считают, что нет, и приводят такие доводы: уметь писать красиво в наше время вовсе не обязательно, ведь в основном вся переписка происходит в электронном виде. Однако психологи с такими аргументами не согласны. Разборчивый почерк нужен не только для красоты — он говорит о правильном развитии мозга.
Почему писать красиво важно даже в цифровом мире
Набор текста на клавиатуре и письмо — это два разных процесса, в которых мозг работает по-разному. Когда мы печатаем, его главная задача — распознать буквы на клавишах и выстроить их в правильном порядке. В то время как при письме от руки мы каждый раз вызываем образы букв и целых слов в памяти. При этом запоминается не только визуальный образ, но и моторный, который закрепляется в мышечной памяти. Это полезно в том числе и для повышения грамотности. Неслучайно некоторым людям, чтобы вспомнить, как пишется то или иное слово, проще взять ручку и написать его.
Неровный почерк может свидетельствовать о недостаточно развитой координации, которая очень важна для качества жизни и когнитивных процессов.
При письме от руки развивается мелкая моторика, а она напрямую связана с развитием речи, внимания, памяти и мышления. Во многом мы познаем мир именно руками, и чем больше информации от них получаем, тем больше формируется нейронных связей в мозге и тем лучше он функционирует.
Тем, кто работает с детьми, известно такое понятие, как «речь на кончиках пальцев». Означает оно, что мелкая моторика и навык говорить напрямую взаимосвязаны. Поэтому с дошкольниками и младшими школьниками, у которых есть задержка развития или проблемы с обучением, часто занимаются лепкой, пальчиковым рисованием, играми с песком или камушками, плетением, вязанием и т. д. Чем больше ребенок делает разных вещей руками, тем полезнее для его развития. И письмо тоже относится к таким занятиям.
Неаккуратный почерк может говорить и о том, что ребенку неинтересно заниматься. Оно и понятно: чаще всего, чтобы исправить почерк, школьника заставляют писать скучные прописи. Делать это регулярно и аккуратно мало кому интересно. Как же в этом случае помочь ребенку?
Как исправить почерк ребёнка в домашних условиях
Первым делом важно заинтересовать школьника, предложить ему игровую деятельность, которая, помимо пользы, будет доставлять удовольствие. Вот несколько полезных советов и творческих методик, которые помогут улучшить координацию и мелкую моторику. А вслед за ними изменится и почерк.
1. Используйте различные пишущие предметы. Предложите ребенку написать письмо или тайное послание мелками, перьевой ручкой, карандашами, фломастерами, кисточкой, да хоть куском кирпича на асфальте. Можно делать перья из тростника и писать тушью — это очень увлекательный и творческий процесс. В вальдорфских детских садах, например, используют мелки в форме небольших гладких камешков. Разные предметы требуют разной координации, поэтому чем больше вариантов вы предложите ребенку, тем лучше.
2. Рисуйте узоры. Много интересных наработок есть в вальдорфской педагогике: например, «рисование форм», когда дети рисуют разные повторяющиеся узоры. Возьмите эту технику на вооружение: рисуйте с ребенком орнаменты на полях тетрадей, придумывайте узоры летающих ковров, раскрашивайте мандалы. Все это работает по принципу прописей — тренирует внимательность и способность сосредоточиться, а заодно прокачивает фантазию.
Когда ребенок только начинает писать или уделяет этому занятию много времени, у него сильно устает рабочая рука. Важно делать перерывы, не забывать о пальчиковой гимнастике. Также можно массировать ребенку ручки — это и приятно, и очень полезно.
3. Идите от крупного к мелкому. Когда ребенку сложно запоминать и воспроизводить на письме образ буквы (например, он может путать прописные «б» и «д», писать зеркально заглавные «З» и «Е»), важно тренировать координацию постепенно. Начните рисовать большие буквы на ватмане, доске, асфальте, листе А4 и постепенно уменьшайте их размер до обычной тетрадной строчки.
4. Начинайте с карандаша. Несмотря на то что первоклассников чаще всего учат писать шариковыми ручками, не спешите давать их ребенку. Начните тренировку письма с карандаша. С ним проще отстроить захват и отрегулировать напряжение руки. А еще карандаш стирается, так что можно исправить то, что не получилось или не понравилось.
5. Выбирайте правильные ручки. Ручка, которой пишет ребенок, должна легко оставлять след на бумаге и быть удобной для захвата. Хороши гелевые ручки, а также капиллярные и перьевые. Но давайте их ребенку только после того, как он научится регулировать нажатие на бумагу. Впрочем, сейчас есть специальные перьевые ручки, адаптированные под детскую руку: с ними чуть больше мороки, но зато ими очень интересно писать.
6. Тренируйте обе руки. Предложите ребенку поучиться писать обеими руками одновременно. Это развивает координацию и включает оба полушария мозга. Попробуйте освоить нейропсихологические прописи, задействующие обе руки и развивающие пространственное мышление. Это хорошая и полезная вещь как для правшей, так и для левшей.
А вот левшей переучивать не надо. Красота и разборчивость почерка не зависят от того, какой рукой предпочитает писать ребенок. «Левшество» — это нормально. Левши по-своему видят мир, у них немного иначе устроены восприятие и процессы переработки информации.
7. Задействуйте разные каналы восприятия. Иногда плохой почерк возникает из-за того, что ребенок никак не может выучить и закрепить в голове образ буквы. Чтобы ему помочь, подключайте разные каналы восприятия. Буквы можно лепить и раскрашивать. А еще можно писать их на ладошке или спине ребенка, чтобы он угадывал, подключая тактильный канал. Еще одна полезная игра — изображать букву своим телом, активизируя крупную моторику и пространственное воображение. Предложите ребенку показать, как стоит, подбоченясь, буква «Ф» или как согнулась дугой «С». Такая игра помогает запомнить образ буквы и заодно тренирует фантазию и координацию.
Все это, казалось бы, косвенно влияет на почерк, но практика показывает, что просто прописей зачастую недостаточно, так как почерк — это прежде всего координационные навыки. И чем лучше они развиты, тем проще писать красиво и аккуратно.
Можно ли исправить почерк взрослому
Взрослым тоже можно и нужно заниматься улучшением почерка. И причины делать это — те же самые, что и у детей. Многие психологи рекомендуют планировать и подводить итоги письменно, от руки фиксировать важные инсайты и мысли, так как это помогает лучше запомнить их на всех уровнях восприятия и получить больший эффект.
С помощью письма взрослые тоже улучшают навыки координации и мелкой моторики, что позволяет создавать новые нейронные связи, развивать пластичность мозга. Как известно, мозг способен к обучению на протяжении всей жизни, так что взять прописи и потренироваться в чистописании никогда не поздно. Можно осваивать разные рукописные шрифты, заняться каллиграфией.
Обучение новому, особенно сложным координациям, улучшает память, мышление и способности к обучению в других сферах. Это отличная профилактика старения мозга и возрастной деменции. Поэтому улучшать почерк, учиться писать двумя руками или заняться рисованием — хорошая идея в любом возрасте.
Присоединяйтесь к нам в «Телеграме» 🙌