Успех — это то, к чему мы стремимся сами, и то, чего желаем своим детям. Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешным. Учителя в классе делят учеников на успешных и неуспешных. Только сразу возникает вопрос: при помощи чего? Какой критерий лежит в основе такого разделения?
Хочется надеяться и верить, что педагоги и родители помнят о таких понятиях, как абсолютная и относительная успешность.
Понятие ввел еще в прошлом веке Лев Выготский, психолог, автор концепции зоны ближайшего развития. Именно Выготскому принадлежала революционная мысль о том, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день развития ребенка, а на завтрашний, то есть обучение должно опережать развитие, а не догонять его.
Выготский писал, что успешность не всегда одинаковая. Есть понятие абсолютной и относительной успешности ребенка, и при оценке ученика важно учитывать оба параметра.
Давайте разберем это на конкретном примере.
Два ученика поступили в первый класс. Один из них читал 30 слов в минуту, второй — 10 слов в минуту. Норма для этого возраста, например, 40 слов в минуту. Понятно, что на старте более успешен первый ученик, так как он читает больше слов в минуту, чем второй.
Проходит учебный год. Проводится повторный срез. Первый ученик стал читать 40 слов в минуту, а второй — 30 слов. Кто из них более успешен?
С точки зрения абсолютной успешности, первый ученик, так как он читает больше, чем второй, и его результат соответствует норме. И казалось бы, о чем тут еще говорить, все и так понятно.
Но нет. Есть еще понятие относительной успешности и здесь как раз более успешен второй ученик. Его прогресс по сравнению с собственными стартовыми результатами более значительный, чем прогресс первого ученика.
К сожалению, часто мы в своих оценках достижений ребенка ориентируемся только на абсолютную успешность и совершенно не учитываем относительную. Давно известно, что не надо сравнивать себя с другими, надо сравнивать себя с собой вчерашним. Вот это как раз про относительную успешность.
Со взрослыми правило работает аналогично. Успешность выпускника престижного вуза, сына богатых родителей будет отличаться от успешности воспитанника детского дома. У этих людей разные стартовые возможности, и измерять их успешность одинаковой линейкой неправильно.
Для молодого человека, лишенного родителей, любой поддержки и помощи, получить образование, найти работу, завести свою семью, а не скатиться на социальное дно — уже огромный успех, хотя кто-то со стороны может сказать, что никакие это не достижения, миллионы людей так живут.
Думаю, про относительную и абсолютную успешность полезно помнить нам всем, особенно когда тянет навесить на кого-то ярлык крутого, середнячка или лузера. Мы не знаем, с чего человек начинал и какой путь ему пришлось пройти к сегодняшним результатам.
Лучше провести инвентаризацию своих достижений, порадоваться своим успехам и спланировать новые.
А вы считаете себя успешным человеком абсолютно и относительно?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью🤩