«Империализм сотрясается от классовых битв, в борьбу за права и свободы включаются все новые и новые слои населения, профсоюзы, демократические организации. Не остались в стороне и прогрессивные кинематографисты, работающие в странах капитала.
Достаточно вспомнить некоторые из фильмов, только что прошедших по нашим экранам, среди которых «Жестокое лтщо Нью-Йорка» (Италия— Мексика) — о мексиканцах, которые, подавшись на заработки в США, сталкиваются в стране «всеобщего процветания» с угнетением, с беспощадной эксплуатацией и нищетой; «Обреченные» (Австрия) — о бесправии миленького человеки, живущего не в какой-нибудь глуши, а в самом центре Европы; «Лихорадка на белой полосе» — о том, как в Америке ежедневно попирают элементарные конституционные права и свободы, в частности, право на справедливо оплачиваемый труд; «Поруганная честь Катарины Блюм» (ФРГ) — картина нравов буржуазной прессы, страстное разоблачение гак называемой свободы печати; фильмы о взяточничестве, коррупции, продажности «сильных мира сего»...
Два с небольшим года назад, когда в Белом доме поселился новый хозяин, в Соединенных Штатах начала раскручиваться кампания о правах человека, о мнимых их нарушениях в социалистических государствах. Затем её подхватили в других западных странах. ...
Для чего же понадобилось Вашингтону столь рьяно поднимать шумиху, в которой роль обвинителей взяли на себя те, кому полагалось бы быть обвиняемыми, а обвиняются страны, конституции, законы, вся практическая деятельность которых свидетельствует о подлинном демократизме? Судя по всему, для того, чтобы прикрыть ею «кризис духа и веры», попытаться поднять упавший «престиж» буржуазной демократии. Капитализм неспособен предложить какую-нибудь новую идеологическую базу, сколько-нибудь привлекательную для масс социальную теорию.
А новшества были обещаны, новшества остро требовались: вспомним, ведь Дж. Картер пришел в Белый дом, так сказать, на «волне очищения». После вьетнамской авантюры, «уотергейта», скандальных случаев коррупции в коридорах власти он обещал привнести в политику новые «моральные начала и принципы».
Вряд ли, конечно, он всерьез помышлял об этом: смертельно больное общество не вылечить. Но обещания хотя бы в какой-то мере надо было выполнять, предложить хотя бы суррогат перемен.
Так родилась на Западе кампания в «защиту прав человека». В общем-то достаточно нелепая: разве можно ждать защиты прав человека от тех, кто эти права повседневно попирает? Кто выбрасывает на улицу миллионы безработных? Кто разрабатывает человеконенавистнические планы истребления людей? Кто лишает нрав цветных?
Цель этой кампании состоит также в том, чтобы отвлечь внимание народных масс от глубокого кризиса капиталистической системы, дискредитировать социализм, дезориентировать и расколоть прогрессивные социально-политические силы в капиталистических государствах.
Особенность ее состоит в том, что она поднята на правительственный уровень, вопрос о мнимых нарушениях прав человека в социалистических странах связывается с межгосударственными отношениями. Идеологическая борьба, по сути дела, переходит к «психологическую», чреватую серьезными последствиями.
В области внешней политики крестовым походом за «правами человека» решили заменить обанкротившиеся антикоммунизм и антисоветизм. Но смена вывесок не меняет сути: налицо все тот же откровенный антикоммунизм с попытками вмешиваться во внутренние дела других стран. И еще одно. Как признавала газета «Нью-Йорк таймс», у Запада «нет морального нрава переделывать мир по своему образу и подобию».
С этим нельзя не согласиться. Образец, как говорится, оставляет желать лучшего. Подсчитано, что в Париже 250 тысяч семей живут в тяжелых жилищных условиях; в Токио 77 процентов сдаваемого в аренду жилья не имеет водопровода, санузлов и ванн: в Риме 800 тысяч людей ютятся в бараках. Число безработных в странах Общего рынка превышает сегодня 6 миллионов человек. …
Но все рекорды побили Соединенные Штаты. В электронных системах 97 федеральных учреждений США хранятся 3 миллиарда 900 миллионов разного рода досье на американских граждан. За последние годы ЦРУ проверило свыше 28 миллионов почтовых отправлений, сняло копии с 3 миллионов писем американцев. Лента «Подставное лицо» (США) переносит зрителей в мрачную эпоху разгула маккартизма и вместе с тем она, конечно же, обращена в сегодняшний день, о чем свидетельствуют перечисленные выше факты. …
Впрочем, вспомните французский фильм «Следователь по прозвищу «Шериф». Фильм-обличение, доказательство того факта, что западный мир, как ржавчиной, поражен коррупцией и взяточничеством.
«Законность и порядок». Под этим лозунгом право быть избранным в органы власти имеют в первую очередь денежные мешки, «жирные коты», как их называют в Америке, или близкие к ним «свои люди», люди, которые должны потом отрабатывать свое избрание. Под этим лозунгом продажная буржуазная пресса может печатать любые измышлении и обливать грязью неугодных. С впечатляющей достоверностью показано это в западногерманском фильме «Поруганная честь Катарины Блюм», который прошел по экранах наших кинотеатров.
О какой «законности», о каком «порядке» может идти речь в буржуазном обществе, где сами стражи законности и порядка нарушают их иа каждом шагу? Те, кто видел американский фильм «Серпико», могли убедиться в этом: один на всю округу честный полицейский проигрывает битву со своими же коллегами за законность и порядок.
Вспоминаются заключительные кадры шведского фильма «Белая стена»— его героиня Моника на фоне белой стены: жизнь без надежд, без работы, без счастья.
Такова жестокая правда о правах человека в странах капитала, о «демократии» на Западе, выраженная языком кино. Буржуазным проповедникам, которые пекутся о «демократии и подлинных правах человека» в социалистических странах, давно пора обратить взоры на свои собственные страны и наконец понять: чтобы глаголить о правах человека, нужно как минимум иметь на это право. Не говоря уж о том, что по отношению к социалистическому содружеству их сетования и истошные крики беспредметны» (Черноусов М. Право говорить о правах // Советский экран. 1979. № 5. С. 16-18).