Популярность маркетплейсов подстегнула многих производителей и поставщиков к сотрудничеству с ними. На это повлияло много преимуществ таких как: простая логистика, выход на большую аудиторию, возможность продавать по всей стране и соответственно увеличение объемов продаж. Однако существуют и риски, к которым продавцам (селлерам) необходимо подготовиться заранее так как некоторые из них могут существенно подпортить им жизнь.
1. Требования к товару
У каждого маркетплейса есть свой список требований, но кое-что есть общее для всех. К примеру - срок годности. Площадка, как и сам продавец (селлер) не могут предсказать, как быстро товар будет продаваться и сколько будет храниться на складе. Поэтому каждый маркетплейс устанавливает дополнительные требования к сроку годности.
«Яндекс.Маркет» - если товар годен 12 месяцев, то на момент приемки его остаточный срок службы должен быть не менее 40% (примерно пять месяцев). Соответственно, площадка не примет продукцию, у которой еще вполне хороший срок годности и которую еще можно продавать. При этом он оставляет за собой право приостановить продажу товара с истекающим сроком годности (10% от общего). То есть, теоретически, Вы можете вывезти портящийся продукт и реализовать его через другие точки продаж, но многие продавцы (селлеры) не успевают это сделать.
Вывод: необходимо внимательно отслеживать срок годности товара как при его отгрузке на склад маркетплейса (вам могут отказать в приемке поставки), так и после. Лучше заранее вывезти его обратно и реализовать самостоятельно.
Следующее распространенное требование — это упаковка. Требования маркетплейсов заключается в компактности (товар должен занимать минимальное количество места) и качестве упаковки - она должна быть достаточно прочной, чтобы не повредиться при доставке.
К примеру: Wildberries требует упаковывать посуду, товары из бьющегося материала, косметику, бытовую химию и многое другое в пупырчатую пленку или ее аналоги. Другое обязательное условие этой же площадки — размер упаковки должен соответствовать габаритам товара (в некоторых случаях он ограничивается 60 см по любому из трех измерений).
Вывод: внимательно изучите требования к упаковке товар для маркетплейса, а также сортировочного центра или пункта выдачи товара, через который планируете работать.
2. Рейтинг продавца
Некоторые маркетплейсы по собственным правилам присваивают продавцам (селлерам) рейтинг. Так у некоторых маркетплейсов рейтинг может быть присвоен исходя из объемов продаж, оборота товара, отзывов клиентов, количества отказов, возвратов, а также иных параметров, определяемых маркетплейсом самостоятельно (оферта «СДЭК. Маркет»). При ухудшении показателей качества сервиса производителя до критического уровня площадка вправе приостановить исполнение обязательств по договору или расторгнуть его (оферта Ozon).
Однако система определения рейтинга и качества сервиса непрозрачна и дает поле для злоупотреблений. К примеру, площадка может выбрать какой-либо параметр, который окажется недопустим для некоторых продавцов, итогом будет то, что таких продавцов подвергнут ограничениям или вовсе отключат.
Вывод: таким образом, площадки ведут борьбу с недобросовестными продавцами и поддерживают надлежащий уровень обслуживания клиентов.
3. Ценообразование на товар.
Каждый маркетплейс рассчитывает предложить покупателю лучшую цену на товары. Но добиваются этого за счет продавцов (селлеров).
К примеру, оферта «СДЭК.Маркета» содержит следующие пункты:
· цена производителя не должна превышать цену, установленную на идентичные товары на сайте производителя и/или ином маркетплейсе, где размещаются товары/услуги производителя;
· цена производителя должна устанавливаться с учетом средне рыночных значений;
· цена производителя не должна превышать цену, установленную для идентичных товаров/услуг по сравнению с другими производителями.
За нарушение одного или нескольких указанных положений маркетплейс вправе заблокировать карточку товара/услуги или вовсе приостановить сотрудничество.
Несмотря на практику ФАС России, многие площадки продолжают требовать от производителей лучшую цену.
Вывод: существует возможность юридического воздействия через контролирующие органы на конкретную площадку, которая нарушает ваши права и законные интересы.
4. Изменение цены на товар.
Некоторые площадки могут менять цену на товар неожиданно для продавца. Так они пытаются избавиться от товарных остатков или проводят собственные рекламные акции («черная пятница», день скидок на товары для кухни и т. п.). Маркетплейсу это несет выгоду, а вот продавцу (селлеру) — не всегда (он может легко уйти в минус).
При этом редко какая площадка позволяет продавцу (селлеру) отказаться от реализации товара по заниженной цене и при этом не прекращать сотрудничество с нею. К примеру, в оферте Wildberries прописано, что маркетплейс «вправе отступать от указаний продавца о цене продажи товара без предварительного запроса об этом, а именно — применять скидки к розничной цене, указанной продавцом, в том числе продать товар по цене меньшей, чем розничная цена, указанная продавцом» (п. 4.2).
Вывод: для того, чтобы избежать таких неприятных ситуаций продавцу (селлеру) необходимо отслеживать информацию о предстоящих акциях, проводимых маркетплейсом.
5. Утилизация товара.
Утилизация товара — это отдельная услуга, и она оплачивается дополнительно. Маркетплейсы в своих офертах прописывают случаи, когда они самостоятельно могут утилизировать товар продавца.
Так, оферта Ozon предусматривает два обстоятельства, которые могут послужить основанием для утилизации товара:
1) поручение самого производителя;
2) неосуществление производителем вывоза товара со склада маркетплейса в течение необходимого срока.
Такие же положения есть в офертах других маркетплейсов. Wildberries может утилизировать возвращенный покупателем товар, в котором были обнаружены недостатки. При подписании оферты предприниматель дает свое согласие на это условие и отказаться от него уже не может.
Вывод: для предотвращения утилизации Вашего товара маркетплейсом, необходимо своевременно отслеживать возвраты со стороны покупателей.
6. Ответственность продавца.
Надо понимать, что маркетплейс — является всего лишь посредником и не несет ответственности по претензиям, требованиям и искам со стороны третьих лиц, связанным с вашими товарами или действиями. Это положение есть в офертах всех площадок и является уже стандартной практикой. Так, по условиям сотрудничества с Ozon продавец берет на себя всё урегулирование вопросов, связанных с претензиями по товарам, а также возмещает возможные имущественные потери маркетплейса (пп. «г» п. 4.3 оферты).
Похожие положения содержатся и в ст. 12 Закона о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1: ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с производителем на основании предоставленной маркетплейсом информации о товаре (услуге) или производителе, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет производитель.
Соответственно, в том случае если маркетплейс выполнит требования потребителя, он может в обратном порядке требовать компенсацию от Вас. Сам маркетплейс несет ответственность только в том случае, если самостоятельно укажет неверную информацию о производителе и/или товаре. Однако если эту информацию ему предоставили вы — то спрос будет уже с Вас.
Кроме ответственности продавца перед покупателями, существует и ответственность перед маркетплейсом. Так, оферта «СДЭК.Маркета» устанавливает штраф в размере 100% от суммы заказа, но не менее 5 тыс. руб., за каждый факт нарушения производителем обязательств по отгрузке заказов клиентам в полном объеме. Согласитесь - такие штрафы для многих продавцов могут быть критичными. В судебном порядке (на основании ст. 333 ГК РФ) можно попытаться снизить неустойку, но для этого Вам придется доказать, что она несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Wildberries дополнительно регламентирует обязанность производителя на регулярной основе знакомиться с размещенной на портале информацией о заказах клиентов, а также о складских остатках. В случае несоблюдения этой обязанности маркетплейс взимает штраф в размере 15% от стоимости соответствующего товара (п. 3.2 оферты).
Вывод: во избежание санкций, продавцу необходимо регулярно обновлять информацию о товаре и его остатках на складе.
7. Взыскание ущерба.
Каждый маркетплейс старается в договоре как можно более максимально ограничить свою ответственность и прописывает, что возмещению подлежит только реальный ущерб. Соответственно, площадка не будет компенсировать упущенную выгоду или другие косвенные убытки. Например, в результате какой-то ошибки маркетплейса продавца заблокировали на неделю — в результате он лишился заработка в размере 100 тыс. руб. Однако предъявить требование о возмещении упущенной выгоды не получится — это предусмотрено договором.
Однако ни одна площадка не ограничивает ответственность производителя — соответственно, с селлера вполне могут взыскать и упущенную выгоду. Например, в оферте «СДЭК.Маркет» это положение четко прописано (п. 3.12).
Вывод: политика маркетплейсов в вопросе возмещения убытков сконструирована в их пользу. Для снижения рисков по выплатам компенсаций, продавцу надо минимизировать убытки, которые он может причинить маркетплейсу.
Планируете захватить свою долю рынка на маркетплейсах и получить четкий и понятный план действий для достижения результата. Запишитесь на бесплатную консультацию с нашим экспертом по маркетплейсам.
Хотите узнавать больше полезной информации и новости маркетплейсов?
Регистрируйтесь в телеграмм канал и будь на шаг впереди своих конкурентов
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ ТВОЕГО БИЗНЕСА!
КОМАНДА EVALIFE