Найти в Дзене

Тромплей: искусство хитрости и обмана

Оглавление

Обманка или тромплей (тромплёй) — оптический обман в архитектуре и живописи, когда предметы выходят за пределы изображения и кажутся реальными. На протяжении всей истории искусства художники использовали этот прием, чтобы сделать картину интереснее, расширить пространство помещений, выйти из зоны нереальности и приблизить изображения к действительности. Кто и когда использовал этот прием, почему он так называется и как это все выглядит?

Давайте разбираться!

Интерес к реалистичности и иллюзионизму

Обманка или тромплей как самостоятельный жанр оформилась только в XIX веке с появлением термина «trompe-l'œil», но сама техника оптической иллюзии и обмана существовала еще во времена Античности.

Есть такая легенда про древнегреческих живописцев VI века до н.э. Зевксиса и Парразия. Они решили узнать, кто из них реалистичнее изобразит действительность. Зевксис написал виноград, на который слетелись птицы, а Парразий обманул его написанным куском ткани поверх картины — настолько оно было реалистично, что Зевксис потребовал снять его, чтобы увидеть картину.

В эпоху Античности ценили реалистичность. Считалось, что успех произведения зависит от того, смог ли живописец «обмануть» зрителя. Обманки использовались во фресковой живописи для изображения перспективы и визуального расширения пространства. Это могли быть как пейзажи, так и продолжение помещений, дополнительное окно или комната.

Интересно, что нарисованный реальный мир на стенах — это просто иллюзия, но выполненная настолько правдоподобно, что воспринимается как продолжение действительности.

Древнеримская вилла на окраине Помпеи — Вилла Мистерий. Была построена во II веке до н.э., хотя новые исследования говорят о I веке до н.э.
Древнеримская вилла на окраине Помпеи — Вилла Мистерий. Была построена во II веке до н.э., хотя новые исследования говорят о I веке до н.э.
Вилла Мистерий. Помпеи
Вилла Мистерий. Помпеи
Вилла Поппеи — древнеримская вилла в городе Оплонтис, построена в 50 г. до н.э. Фреска ложной двери
Вилла Поппеи — древнеримская вилла в городе Оплонтис, построена в 50 г. до н.э. Фреска ложной двери
Фреска с павлином. Вилла Поппеи
Фреска с павлином. Вилла Поппеи

Кроме фресковой живописи обманки создавали с помощью мозаики. Сосус Пергамский, мозаичный мастер II в. до н.э. использовал прием тромплея. Оригиналов не сохранилось, о мастере мы знаем благодаря Плинию (древнеримского писателя) и его труда «Естественная история». Сосус Пергамский — единственный мастер мозаики, который был там записан.

Есть копия II в. н.э. работы Сосуса — мозаика с голубями.

Предположительно, копия работы Сосуса
Предположительно, копия работы Сосуса

Взгляд снизу вверх: обманки в пространстве

В эпоху раннего Возрождения использовали перспективные обманки, чтобы передавать глубину помещения в плоском пространстве. Помещение расширялось и создавался эффект уходящего вдаль потолка и стен. Плюс это была попытка перейти к более реалистичной живописи.

Мастера часто использовали метод «di sotto in sù» — взгляд снизу вверх. Андреа Мантенья (1431-1506) И Мелоццо да Форли (1438-1494), итальянские художники, включали эффект тромплея при росписи стен и потолков.

Андреа Мантенья. Плафон с окулюсом, Камера дельи Спози
Андреа Мантенья. Плафон с окулюсом, Камера дельи Спози
Андреа Мантенья. Встреча с кардиналом Франческо Гонзага. Посмотрите, как собаки выходят за пространство стен!
Андреа Мантенья. Встреча с кардиналом Франческо Гонзага. Посмотрите, как собаки выходят за пространство стен!
Мелоццо де Форли. Роспись купола в базилике Санта-Казо, 1484
Мелоццо де Форли. Роспись купола в базилике Санта-Казо, 1484

В эпоху барокко, кроме «взгляда снизу вверх», мастера использовали эффект квадратуры — когда на плоских крышах с помощью фресок создавали иллюзию куполообразной крыши. Отличие двух техник: во «взгляде снизу вверх» пространство расширяли с помощью художественных образов и фантазии, в квадратуре показывали продолжение архитектуры с имитацией статуй и ниш в потолках.

Андреа Поццо. Потолок церкви иезуитов в Вене, 1703
Андреа Поццо. Потолок церкви иезуитов в Вене, 1703

Картины-обманки: деревянные рамы, двери шкафов и натюрморты с разнообразными вещами

Пока знаменитые мастера расписывали каждое пустое место в помещении, итальянский живописец Якопо де Барбари (1460-1516) в 1504 году создает первый натюрморт в технике тромплей со времен Античности.

Якопо де Барбари. Натюрморт с куропаткой, железными перчатками и арбалетной стрелой, 1504
Якопо де Барбари. Натюрморт с куропаткой, железными перчатками и арбалетной стрелой, 1504

А Петрус Кристус (1410/1420-1475/1476), фламандский художник, написал портрет монаха. Он изобразил деревянную раму и муху, которая сидит на ней и выходит за рамки картины. Деревянные рамы очень часто будут использовать голландцы в своих картинах, тем самым обманывая зрителей.

Петрус Кристус. Портрет картузианца, 1446
Петрус Кристус. Портрет картузианца, 1446

Очень напоминает прием тромплея фигуры Ян ван Эйка на Гентском алтаре. Это Адам, который буквально шагает из картины и реальный мир, и объемные фигуры скульптур, которые не отличишь от реальных скульптурных произведений.

Ян ван Эйк. Гентский алтарь, 1432. Адам и ангелы. Адам выходит за пространство работы, а еще и деревянные рамы.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь, 1432. Адам и ангелы. Адам выходит за пространство работы, а еще и деревянные рамы.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь, 1432. Иоанн Креститель
Ян ван Эйк. Гентский алтарь, 1432. Иоанн Креститель
Ян ван Эйк. Гентский алтарь, 1432. Иоанн Богослов
Ян ван Эйк. Гентский алтарь, 1432. Иоанн Богослов

В XVII веке становятся популярными натюрморты-обманки. Особенно во фламандской и голландской живописи. Эффект тромплей спускается с куполов церквей и попадает в дома горожан.

В искусстве Нидерландов XVII века были популярны натюрморт и бытовой жанр — понятное и знакомое для обычного горожанина искусство. Украшали дома небольшими картинами, любили повседневное и рутинное. Обманки идеально вписывались в этот внутренний мир искусства Нидерландов. Часто в домах бюргеров можно было увидеть картину, которая «продолжает стену», с деревянным фоном и привычными предметами.

Корнелис Билтиус (1653-1686) был мастером натюрмортов из дичи, предметов для охоты и кухонными натюрмортами.

Корнелис Билтиус. Тромплей с клеткой для птиц
Корнелис Билтиус. Тромплей с клеткой для птиц
Корнелис Билтиус. Тромлпей с куропаткой, свисающей с гвоздя
Корнелис Билтиус. Тромлпей с куропаткой, свисающей с гвоздя
Корнелис Билтиус. Тромплей со скрипкой и документами
Корнелис Билтиус. Тромплей со скрипкой и документами

Корнелис Норбертус Гийсбрехтс (1625/1629-1675), придворный художник датской королевской семьи, писал натюрморты в технике тромплей. Он создавал полотна, максимально похожие на реальность, причем иногда изображал совершенно непривлекательные на первый взгляд вещи. Например, оборотную сторону картины — просто дерево и маленькая бумажка.

Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Оборотная сторона картины в раме, 1668-1672
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Оборотная сторона картины в раме, 1668-1672

Сначала Корнелис писал ванитас — аллегорический натюрморт, обычно с черепом, чтобы напоминать смотрящим о быстротечности жизни. Но постепенно его ванитас начинают приобретать черты тромплея. Корнелис изображал открытые двери шкафов, кабинетов и окон, «покрывал» часть картины занавесом, имитировал деревянные стены и любил писать кабинеты мастерских. Во многих картинах можно увидеть череп — дань традиции ванитас.

Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Обманка с письмами и нотной тетрадью, 1668
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Обманка с письмами и нотной тетрадью, 1668
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Стена в мастерской с натюрмортом на тему ванитас
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Стена в мастерской с натюрмортом на тему ванитас
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Тромплей стойки для писем, 1671
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Тромплей стойки для писем, 1671
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Тромплей открытого шкафа, 1666/1667
Корнелис Норбертус Гийсбрехтс. Тромплей открытого шкафа, 1666/1667

Корнелиус Норбертус оказал влияние на французского художника Жан-Франсуа де Ле Мотта (1625-1685). Практически все известные работы де Ле Мотта выполнены в жанре обманки.

Жан-Франсуа де Ле Мотт. Ванитас и обманка
Жан-Франсуа де Ле Мотт. Ванитас и обманка
Жан-Франсуа де Ле Мотт. Обманка, вторая половина XVII века
Жан-Франсуа де Ле Мотт. Обманка, вторая половина XVII века

Диркс ван Хогстратен (1627-1678), ученик Рембрандта, тоже писал в технике тромплей (как и многие голландские художники Золотого века).

Самуэл Диркс ван Хогстратен. Человек у окна, 1653
Самуэл Диркс ван Хогстратен. Человек у окна, 1653
Самуэл Диркс ван Хогстратен. Тромплей, 1664
Самуэл Диркс ван Хогстратен. Тромплей, 1664
Самуэл Диркс ван Хогстратен. Это так называемая перспективная коробка или «пип-шоу» с видом на интерьер голландского дома 1655-1660. Создавалась иллюзия трехмерного вида — только одна сторона из шести была открыта, и поднеся эту коробку к свету написанный интерьер оживал и становился реальным. Удивительная вещь!
Самуэл Диркс ван Хогстратен. Это так называемая перспективная коробка или «пип-шоу» с видом на интерьер голландского дома 1655-1660. Создавалась иллюзия трехмерного вида — только одна сторона из шести была открыта, и поднеся эту коробку к свету написанный интерьер оживал и становился реальным. Удивительная вещь!

Посмотреть на перспективную коробку Хогстратена поближе можно на сайте Национальной галереи в Лондоне.

И еще парочка голландских художников.

Йоханнес Леманс. Натюрморт с охотничьими принадлежностями, 1670-1686
Йоханнес Леманс. Натюрморт с охотничьими принадлежностями, 1670-1686
Герард Дау. Автопортрет, 1650
Герард Дау. Автопортрет, 1650

Герард Дау (1613-1675) создавал «нишевые» обманки: герои или предметы часто изображались в оконных проемах.

Герард Дау. Голландская домохозяйки, 1650
Герард Дау. Голландская домохозяйки, 1650
Герард Дау. Продавщица селедки с мальчиком, 1664
Герард Дау. Продавщица селедки с мальчиком, 1664
Герард Дау. Молодая женщина с попугаем, 1665
Герард Дау. Молодая женщина с попугаем, 1665
Антони Леманс, 1655
Антони Леманс, 1655
Корнелис Бризе. Документы на стене, 1656
Корнелис Бризе. Документы на стене, 1656

Тромплей как самостоятельный жанр

В 1800 году французский художник Луи-Леопольд Буальи выставил картину на Парижской выставке и назвал ее «Trompe l'œil» — переводится как «обмануть глаз». Отсюда пошло распространение термина и «обманка» оформилась как самостоятельный жанр. Искусствоведам, правда, картина не особо понравилась, но термин прижился.

Луи-Леопольд Буальи. Тромплей, 1800
Луи-Леопольд Буальи. Тромплей, 1800
Луи-Леопольд Буальи. Тромплей с кошкой и деревянным бревном
Луи-Леопольд Буальи. Тромплей с кошкой и деревянным бревном
Луи-Леопольд Буальи.
Луи-Леопольд Буальи.

А вот знаменитый тромплей испанского художника Пере Боррель дель Казо:

Пере Боррель дель Казо. Бегство от критики, 1874
Пере Боррель дель Казо. Бегство от критики, 1874
И еще один тромплей Пере Боррель дель Казо
И еще один тромплей Пере Боррель дель Казо

В XIX веке в США работали три художника, создавая очень крутые и уютные обманки. Правда, на родине они были не популярны, их называли мастерами старой традиции. Часто их искусство не понимали и считали настоящим обманом и шуткой. Да и натюрморты тогда не особо ценились. Обычно их картины покупали для кафе, ресторанов и офисов.

Джон Хаберле. Ящик бакалавра, 1890
Джон Хаберле. Ящик бакалавра, 1890
Джон Хаберле. Грифельная доска, 1895
Джон Хаберле. Грифельная доска, 1895
Джон Хаберле, 1890
Джон Хаберле, 1890
Уильям Харнетт. Натюрморт со скрипкой, 1888
Уильям Харнетт. Натюрморт со скрипкой, 1888
Уиьлям Харнетт. Письма, 1888
Уиьлям Харнетт. Письма, 1888
Джон Фредерик Пето. Воспоминания 1865, 1901
Джон Фредерик Пето. Воспоминания 1865, 1901
Джон Фредерик Пето. Магазин бедняков, 1885
Джон Фредерик Пето. Магазин бедняков, 1885

Показывать картины в технике тромплей можно до бесконечности — не хватит одной небольшой статьи. В XX веке и в современном мире обманки не исчезли, несмотря на вытеснение реалистичности из искусства. Наоборот, обманки трансформируются и приобретают новые черты, появляются новые техники и способы изображения, искусство обманок выходит за границы картин и внутреннего интерьера. Посмотреть хотя бы на музей Рене Магритта — идеальная обманка!

Музей Рене Магритта в Брюсселе
Музей Рене Магритта в Брюсселе