Найти тему
Юрист Ольтян Анна

Кредитное авто с дефектами: как получить компенсацию и защитить свои права через суд

👱‍♀️ Итак, история такая.

Женщина приобрела
автомобиль в кредит, но обнаружила, что он имеет дефекты. Она потребовала от производителя вернуть ей стоимость машины, что было выполнено, но с просрочкой. Женщина решила обратиться в суд, чтобы взыскать с производителя неустойку и убытки, включая проценты по кредиту.

Три инстанции
частично удовлетворили ее иск, но отказались присуждать проценты. Они указали, что эту сумму можно взыскать только с продавца. Однако Верховный суд указал, что покупатель может предъявить претензию не только продавцу, но и производителю или импортеру на основании статьи 18 закона «О защите прав потребителя».

В этой статье говорится, что помимо возврата уплаченных за товар денег потребитель может потребовать возместить
все убытки, причиненные продажей бракованного товара. При покупке некачественного товара в кредит, человек лишается возможности использовать сумму кредита и платить проценты за нее, а также свою покупку.

🚘 Автомобиль является сложным техническим продуктом. Если такой товар имеет дефекты, то потребитель имеет право в течение 15 дней потребовать возврат денег.

Если прошло 15 дней, то покупатель может рассчитывать на возврат денег только в трех ситуациях, описанных в пункте 1 статьи 18 закона "О защите прав потребителей".

✔️ у машины есть существенный недостаток (недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование авто по его целевому назначению)

✔️ продавец нарушил срок устранения недостатков (по закону он не может превышать 45 дней)

✔️ авто невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков

Возврат уплаченных средств возможен только в период действия гарантии на автомобиль, которую устанавливает производитель. Если гарантия отсутствует, то в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона "О защите прав потребителей" ("Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара"), потребитель имеет право предъявить требования в течение двух лет. В этот период можно обратиться не только к продавцу, но и к изготовителю и импортеру автомобиля.

Кроме того, при наличии существенного дефекта автомобиля стоимость его можно вернуть даже после истечения гарантийного срока, но в пределах срока службы, который также устанавливает производитель. Если срок службы не указан, то он составляет 10 лет. Однако, в этом случае потребитель должен доказать наличие дефекта на момент покупки.

📋 Кому лучше предъявить требования

Основная часть требований о возврате денег за некачественное авто ложится
на продавцов, которые, как правило, неохотно удовлетворяют претензии потребителей добровольно. Автосалоны понесли большие убытки из-за возврата машин. Некоторые нечестные потребители получают огромную выгоду за счет незначительных недостатков, которые могут оцениваться в миллионах рублей. В России эта проблема пока не решена.

Если бы у автосалонов был эффективный способ защиты от объективно нечестных претензий, они, вероятно, чаще удовлетворяли бы реальные требования потребителей. В то же время
производители и импортеры более лояльны к покупателям и после обращения к ним есть больше шансов получить деньги без суда.

Кроме того, при предъявлении требований нужно учитывать не только вероятность их добровольного удовлетворения, но и
перспективы принудительного взыскания. Продавцы, как правило, менее платежеспособны, и на их счетах может просто не оказаться необходимых сумм.

-2

☝️ Как правильно направить претензию

Обычно потребителю не нужно оплачивать экспертизу автомобиля перед предъявлением претензий. Ему достаточно подробно описать недостатки и сдать машину на проверку.

Транспортировку автомобиля должен обеспечить продавец (изготовитель, импортер), который также отвечает за проверку качества и проведение экспертизы.

Если экспертиза выявит, что дефект не является виной продавца (изготовителя), то потребитель должен быть готов возместить стоимость экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку автомобиля.

Если автомобиль куплен в кредит, то претензия должна отражать этот факт, а также приложить кредитный договор и справку о размере выплаченных процентов, чтобы потребовать их возмещения.

Нельзя прекращать платежи по кредиту после направления претензии, иначе можно столкнуться с санкциями. Важно не только правильно составить претензию, но и правильно ее вручить.

Потребитель должен попросить поставить отметку на своей копии о получении с датой и подписью уполномоченного лица. Если продавец (изготовитель, импортер) отказывается это сделать, лучше направить претензию почтой с описью вложения и сохранить все почтовые документы. Так будет проще доказать дату обращения потребителя и время ответа.