Выделить в тексте главные мысли — довольно непростая задача для школьника. В результате для того, чтобы подготовить пересказ, подготовиться к контрольной, ребенку приходится читать один и тот же текст 3, а то и 5, 10 раз, чтобы в голове что-то отложилось.
К счастью, поиску главного в тексте можно научиться. Для этого имеются специальные упражнения, которые точно помогут. А это в свою очередь сильно облегчит жизнь ребенку и сэкономит ему время при подготовке домашних заданий.
Упражнение “10 слов”. Перед тем, как вы собираетесь проверять пересказ ребенка, либо собираетесь его потренировать, даете небольшое задание: напиши 10 слов из текста, которыми ты сможешь пользоваться во время пересказа в качестве подсказки.
Что это дает? Ребенок в первый раз вряд ли запишет слова правильно. И при пересказе нормально использовать свою “шпаргалку” просто не сможет — в ней не будет той информации, которая действительно поможет. Это покажет ребенку, что что-то он сделал не так.
Потренировавшись несколько раз, ребенок научится выделять именно те слова, которые помогают легче пересказывать текст.
Возьмем для примера сказку “Колобок”. У меня получились такие 10 слов:
Даже просто взглянув на них, вы уже понимаете, о чем будет история и вспоминаете сказку.
Понятно, что эта сказка простая и наглядная. И параграф, например, по истории за 5 класс будет явно сложнее. Но выполняя это упражнение много раз, ребенок интуитивно научится определять у себя эти слова в голове, записывать их или запоминать. И суть параграфа будет пересказать значительно легче.
Успехов вам и вашим детям.