Среди малышей, которых во время Великой Отечественной войны приютила и обогрела башкирская земля, был маленький Эдик - будущий советский и российский эстрадный певец. Его, шестилетнего мальчика, буквально за час до нашествия в город врага эвакуировали из родного Смоленска.
«Сел на поезд под бомбежкой, — вспоминал позднее он. — В суматохе потерял бабушку, ехал один. Потом где-то на станции меня сняли. Так я оказался в детдоме недалеко от Пензы. Хорошо помню, как на нашу станцию прибывали воинские эшелоны с ранеными. С ним и мы дважды с приятелем пытались убежать на фронт. Оба раза, конечно, нас ловили и возвращали уже в другие детдома».
Эти воинские составы и стали первыми «концертными площадками » для мальчика со звучным именем Эдуард Хиль, который впоследствии стал народным артистом России. В дороге он самозабвенно исполнял такие песни, как «Вставай, страна огромная», «Каховка», а бойцы его подкармливали. Так и попал будущий певец в детский приемник в Шафраново Альшеевского района.
В январе 1943 года политотдел железной дороги поручил организовать прием детей-сирот на станции Раевка. Все они были истощенные, напуганные и не понаслышке знающие, что такое война. В дополнительном здании школы — в бывшем бригадном доме — располагался детский дом. Сначала прибыло 10 ребятишек, а потом число воспитанников дошло до 60. Среди первых детей, поступивших из Шафраново, был и Эдик.
Директором детдома была назначена комсомолка, учительница школы № 44 ст.Раевка А.В.Хомякова. Спустя годы, Антонина Васильевна вспоминала: «Меня, тогда совсем молоденькую учительницу, в конце 1942 года направили в Раевку для организации детского дома имени В.В.Куйбышева. Здание, доставшееся нам, требовало больших усилий для того, чтобы сделать его пригодным для проживания детей, потерявших родителей и свой дом. От каждого из нас требовались огромный труд, терпение и душевность, мы должны были создать для наших питомцев атмосферу понимания, уюта и защищенности. Здесь были и совсем крохи — ясельного возраста, и подростки 10—12 лет. Некоторые плохо двигались от голода. И все равно, несмотря на войну, потерю близких, мы старались делать все, чтобы эти дети оставались детьми, а не маленькими старичками, ослабевшими от лишений. Нашим лозунгом, вывешенным на самом видном месте, были слова: «И в суровое время войны сохраним безоблачную радость детства». Летом мы ходили в походы, пели песни у костра, работали в своем подсобном хозяйстве». Несмотря на трудности военных лет, дети неплохо были обеспечены питанием, сами выращивали картофель, просо, овес, лук, морковь.
Л.И.Таняева, заведующая музеем МБОУ СОШ № 4 с.Раевский, об истории детского дома и пребывании в нем будущего певца знает почти все:
— Воспитанники детского дома готовили концерты и ходили выступать перед ранеными в госпиталь школы №2. В художественной самодеятельности участвовал и Эдуард Хиль, — рассказывает она. — Мальчик, хоть и особо не выделялся среди других детей, был очень непоседлив. Часто мальчишки ходили на станционный базар, где их подкармливали сердобольные торговки. А однажды, закопавшись в вагоне с углем, он вместе с другом Мишей Хайкиным решили сбежать на фронт. На станции Шафраново беглецов обнаружили и вернули обратно в Раевку.
Мама Эдуарда, оставаясь в оккупированном Смоленске, долго ничего не знала о сыне. И лишь после освобождения города ей наконец удалось выяснить, что ее сын жив и находится в далекой Башкирии. В 1944 году, прорвавшись через военные комендатуры и посты, она добралась до Раевки и увезла сына на родину
Время, проведенное на башкирской земле, навсегда запомнилось Эдуарду Анатольевичу. Любовь Ивановна считает, что, возможно, именно в те суровые годы, выступая перед ранеными бойцами, он осознал великую силу искусства. В одном из интервью он вспоминал, как спел «Священную войну», вложив в нее всю свою детскую душу, и один из солдат сказал, что такой народ невозможно поставить на колени. В его репертуаре немало песен о войне, и это неслучайно — он никогда не забывал трудное детство и людей, обогревших его маленькое сердце.
Не оборвалась ниточка, связывавшая знаменитого певца с башкирскими степями — спустя десятилетия, он приехал в с.Раевский, чтобы увидеть знакомые места. А предыстория такова.
...Как-то в квартире Эдуарда Анатольевича раздался телефонный звонок. Звонили из Башкортостана. Это была Галина Салманова, с которой они вместе учились. Несмотря на то, что прошло много лет, Эдуард Анатольевич вспомнил ее. Они говорили про детские годы, обменялись адресами. Вот как вспоминала сама Галина Григорьевна, в то время работавшая телефонисткой на Раевском переговорном пункте, тот случай:
«Как-то вечером во время дежурства слышу: по радио поет Эдуард Хиль. И так задушевно поет, что сразу нахлынуло на меня: «Да это же наш Эдик!» Звоню по междугороднему телефону в Ленинград, в справочную, прошу дать телефон Эдуарда Хиля. На другом конце, естественно, отвечают: «Не имеем права». Тогда я сбивчиво, торопясь, стала объяснять, что, мол, в детстве он жил в эвакуации у нас, в Башкирии, в детдоме, и как хотелось бы его увидеть через столько лет».
Ленинградские коллеги, хоть и не положено, дали ей домашний номер певца. В школе в это время готовились провести юбилей детдома. На праздник съехались сотни выпускников со всего СССР, однако, ввиду плотной гастрольной деятельности, Эдуард Хиль не смог приехать.
На праздничном вечере зачитали от него телеграмму: «В этот день всем сердцем с вами! Поздравляю всех с Великим Днем Победы! Обнимаю крепко всех! Эдуард Хиль».
Но все же долгожданной встрече суждено было случиться — ровно через полвека, летом 1994 года, он приехал в Альшеевский район. Эдуард Хиль выступил на сабантуе (из-за дождя микрофон пришлось обмотать полиэтиленом), дал концерт в районном Доме культуры — зал был забит до отказа. Ну а самые волнительные минуты он пережил, пожалуй, в здании старого детского дома.
— Сразу вспомнил все до мельчайших подробностей — где стояла его кровать, где грелись у круглой печки и пекли в золе картошку. Вспомнил дорожку, по которой бегали на станцию и смотрели на уходящие на фронт поезда, — с волнением продолжает Любовь Ивановна. — Его слова, адресованные альшеевцам, были полны признательности: «Я хочу, прежде всего, поблагодарить тех людей, которые приняли нас, совсем еще маленьких, в те тяжелые годы и окружили заботой».
В репертуаре «мистера Трололо», как окрестили его пользователи интернета, много жизнерадостных песен. Возможно, истоки его патриотизма и оптимизма берут начало именно в «раевском» отрезке детства...
Автор: Раиля ГАЛЕЕВА.