Найти тему
25,3K подписчиков

Минная сага. Камни Козлова

Уважаемый читатель! Вам в ленту публикация для хорошего весеннего настроения.

Отрывок из книги «Море на двоих». Глава Минная сага. Начало здесь.

В один из вечеров Отец Виктор рассказал о навигационным происшествии с его участием и множеством фатальных совпадений.

Приключилось это на Камчатке. Одним из действующих лиц, без вины виноватым, оказался заместитель командира по той самой части, без коей ничего не обходилось во времена счастливого застоя.

Фото из свободного источника.
Фото из свободного источника.

Заведующим моральным духом в экипаж пришёл очередной выпускник Киевского ВВМПУ, свежеиспечённый капитан 3-го ранга. Нормальный такой, без завихрений, «номер отбывал», Родину любить не учил, рвением не отличался, да и других не насиловал. Корабль для него был незнаком, да он и не стремился его осваивать. Груда железа — забота маслопупов. Нелюбовь к материальной части вышла ему боком при первом же посещении гальюна. Возможно, кто-то таким примитивным подводницким образом над ним подшутил. Как естественный результат нежелания учиться — обтекал и впитывал.

При воспоминаниях об этом политрабочем приходит на память шутка: «Подводная лодка без Зама — что деревня без дурачка». Минёры в этот момент с удовольствием курят в сторонке.

В один из дней решил Зам узнать, чем живёт корма.

Доложили Меху:

— В наш лес дремучий старается пробраться Заместитель.

Возрастной и по жизни очень серьёзный механик не удержался, чтобы не подшутить над непрошеным в его вотчину гостем.

Как только тот зашёл в реакторный отсек, по «Каштану» невозмутимо объявил:

— Начинаем прострелку 7-го отсека быстрыми нейтронами.

Почти все отсеки оборудованы телекамерами, монитор был и в центральном. Смешно и одновременно грустно было наблюдать заместителя командира по той самой, моральной части, распластавшегося по палубе и закрывавшего голову руками как при ядерном взрыве.

Накануне автономки вместо нашего штурмана, уехавшего в город на Неве на высшие офицерские классы, пришел каптри с «букахи». Флагманские Ф-1 хотели подзадержавшегося в штурманах исполнительного офицера одну автономку обкатать на БДРе, а потом предложить должность старшего помощника командира по БУ (боевому управлению), но не сложилось.

Шла первая недели автономки. На корабле не традиционно для этого периода царил «управляемый дурдом» с построением на разводе по размеру обуви. Командир командовал, старпом лютовал, с завидным фанатизмом добиваясь идеальной слаженности действий экипажа. Одна учебно-аварийная тревога сменяла другую. В каждом отсеке командиры боевых частей беспрерывно отрабатывали с подчиненными вводные по различным ситуациям: борьбе за живучесть, ракетной атаке, торпедной атаке, срабатыванию защит реактора то левого, то правого борта.

Обычно в первую неделю автономки экипажу дают отдыхать после «берегового ажиотажа», сравнимого с дурдомом строгого режима. В этот раз не получилось… Нервозность накручивала маленькая неисправность, подводная лодка не могла погрузиться, ну не смогла.

Попутно, как по неписаному закону, вылезали не учебные, а настоящие косяки матчасти: выходило из строя то одно, то другое. Экипаж «добрым» словом поминал гражданских специалистов, готовивших супертехнику к выходу в море, втайне жалея зря потраченные на алкашей тонны спирта.

В той автономке много чего было неповторимого. Ходил с нами прикомандированным в свою первую автономку молоденький лейтенант Николай из БЧ-5, и второй день рождения случился у него в автономке вот каким образом. Выйдя из Авачинской бухты, мы почти неделю погрузиться не могли. Дивизион живучести уже после выхода в море обнаружил, что перемычка ВВД-400 в третьем отсеке не продувается. Решили своими силами и ручками личного состава устранить неисправность. Не возвращаться же в завод. За срыв боевой службы влетит всем, особо невиновным. Снимали давление, промывали, потом надували. Когда в очередной раз снимали давление с перемычки, лейтенанта чуть не убило. Плохо сняли давление, и когда вентиль откручивали, остаточным давлением, как пулю запустило по проходу 3-го отсека. Летёха, как раз поднимался с нижней палубы от пульта ГЭУ, шёл себе безмятежно «к барьеру», навстречу судьбе. Снаряд просвистел у виска, в рубашке родился Коля, повезло. Так и шли в надводном неделю, пока не разобрались.

Наконец, погрузились. Лодка в подводном положении, на стартовой глубине, со скоростью 5 узлов периодически осуществляем манёвр для проверки слежения. Командир в каюте не отдыхал, а периодически «зависал» от перегрузки и хронического недосыпа, проваливаясь в чуткую дремоту прямо в командирском кресле.

Весь экипаж в этот период пребывал в состоянии постоянного ожидания какой-либо неприятности. Подводная лодка находилась на этапе тактического развёртывания — скрытного перехода в район боевого патрулирования, будучи наиболее уязвимой перед американским «Лос-Анджелесом», неусыпно поджидавшим наши «бомбовозы» у берегов Камчатки.

Одновременно приходилось шарахаться от многочисленных траулеров, гонявшихся за рыбой по только им известным траекториям. С другой стороны, надо отдать должное труженикам рыбного флота: они невольно помогали скрытному развёртыванию атомоходов, добавляя шума в океан. Пользуясь случаем, отдельный респект Торговому флоту: подводники часто прячутся за шумами транспортов, благодатно следующих в одном направлении.

Командир забегал в рубку штурмана каждые полчаса, проверяя отставание от подвижной точки развёртывания. Сам в прошлом штурман, он необъяснимым образом проникся симпатией к древнему штурману в звании каптри и доверился его докладам о месте корабля, чего раньше никогда не замечалось — носом его предшественника буквально курс по карте прокладывал.

За счёт сильного течения незаметно, но быстро намоталась невязка в 25 миль! Инерциальные навигационные комплексы достаточно точно отслеживают широту места, но долгота определяется аналоговым счислением по данным относительных лагов, естественно, без учёта течения. КЭНГ и ИЭНГ докладывали об опасениях и необходимости подвсплыть для определения места, или хотя бы включить эхолот, но возвеличенный доверием командира «доктор навигацких наук» решил умолчать возможную ошибку в счислении места корабля, думая, что проскочит.

Злую шутку сыграла совсем свежая инструкция от флагманского штурмана, распечатанная и выданная «под подпись» пред самой автономкой, где говорилось об особой скрытности при развёртывании корабля и недопущении использования активных демаскирующих средства (эхолотов и лагов). Точнее, шутку сыграла решительная исполнительность штурмана в следовании этой «инструкции» и забывчивость о навигационной безопасности мореплавания. Из двух зол всегда лучше выбирать последнее, думая о человеческих жизнях, а не о бумажках.

Кульминация БС произошла в первую смену, во втором часу ночи по Москве. Проснулся я в своей каюте от скрежета по корпусу и достаточно ощутимого, как мне показалось, но мягкого толчка, как от выхода ракеты из шахты. По соседству со мной отдыхал на вечной односменной вахте замполит, его подбросило с койки, моментально взбодрив так, что он незамедлительно рванул на ГКП.

Удар оказался малоприятным, кто лежал, посыпались с коек. Кто на вахте стоял, в неведении ужаснулись, в замкнутом пространстве неожиданный удар в доли секунд молниями наводит в мозгах всевозможные мысли: война, гигантский кашалот проглотил, инопланетяне в плен взяли. В последнюю очередь приходит мысль: «Штурмана, уроды, в море заблудились». Страшно от неизвестности, старый краб Вова с пульта ГЭУ на правом борту даже попрощался с жизнью. Что греха таить, не только он один…

По кораблю объявили «Боевую тревогу».

Оказалось, что мы коснулись подводной отмели. Маршрут пролегал вдоль восточного побережья Камчатки в районе гряды Камни Козлова — лежбища ушастых тюленей-сивучей. Ошибка в счислимом месте привела к быстрому сближению с грунтом. С позиции стратегии применения ракетных крейсеров, маршрут, может и был назначен обоснованно, но с точки зрения навигации — однозначно небезопасно. Случай наш был не единичный.

Перед выходом в это автономное плавание наш корабль проходил плановый доковый осмотр, место для которого нам освободила другая лодка из нашей дивизии, недавно вернувшаяся с боевой службы. Из межкорпусного пространства в носу у той выгрузили около двух тонн булыжников.

У нас всё обошлось более-менее благополучно. С приливом сползли с гряды. Позже выяснилось, что сломан был только гидродинамический лаг, так называемая «нога», и всё бы обошлось, если б не свалившийся с койки Зам.

Он, дорвавшись на ГКП до «Каштана», объявил по всему кораблю:

— Товарищи коммунисты и комсомольцы, мы коснулись грунта. Прошу проявлять политическую бдительность. Вера в КПСС и дело строителей коммунизма поможет нам преодолеть любые трудности!

Морально-политический дух экипажа, до этого момента тихо дремавший, сильно возбудился. Теперь об умалчивании инцидента не было и речи, поэтому о навигационном происшествии пришлось информировать флотское командование. К счастью, добро на продолжение боевой службы было дано, и мы продолжили защиту Отечества, со слегка кривой ногой.

На нашем БДРе мог пройти сей казус незамеченным. С особистом повезло, нормальный был мужик, не принадлежал к категории козлов, несмотря на говорящую фамилию.

К его чести, он оправдывался обоснованно:

— Понимаю, в море всякое происходит, если б не Зам, я смолчал, но теперь внештатники заложат однозначно. Другого выхода нет, к сожалению.

При этом его доклад флотскому командованию был максимально корректным и лаконичным.

Немного о нашем особисте. Что такое судьба и как её переломить? Мало того, что наехали на каменную гряду Козлова, не подумайте, что имя стало нарицательным после происшествия. Чистой воды совпадение. Особист был участником случая на Балтийском море, когда наша дизелюха из-за ошибки местонахождения оказалась на мели в территориальных водах Швеции. После чего лодка была бесславно прозвана «Шведский комсомолец», а особиста сослали куда подальше на Камчатку. Судьба-злодейка таки отыгралась, он здесь нашёл гряду Козлова.

По прибытии в базу на пирсе, блестевшем погонами, нас уже ждала целая кавалькада «уазиков». Командир, старпом и штурманская боевая часть в полном составе были увезены вместе с картами, журналами и другими записями. Неделю они в штабах рисовали маршруты нашего маневрирования и строчили объяснительные.

Итог разбирательства: штурмана перевели в дугой экипаж и сослали в Приморье, Зам отделался по-лёгкому — НСС (предупреждением о неполном служебном соответствии). В довершение сняли с должности флагманского штурмана флотилии.

Командира вскоре перевели греться на тёплый берег в Каспийское ВВМКУ делиться боевым опытом и учить будущих штурманов. В первую же сессию он лично засыпал половину курса, мотивируя тем, что точно такие же раздолбаи ему в своё время БДР пытались утопить.

Спасибо неунывающему минёру Виктору Сыромятникову! Благодаря его правдивым воспоминаниям в книге нашла своё место глава «Минная сага».

Продолжение следует...

-----------------------------------------

Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.

Не забывайте подписываться на канал. Если понравилось, поставьте палец вверх. Это помогает развитию канала, благодарен за щедрость! Всегда Ваш. Борис Седых:)

Больше записок подводника читайте здесь

------------------------------------------

Желающих приобрести мои книги, прошу по традиции обращаться к редактору Светлане +79214287880

Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах:

Riderо́ OZON ЛитРес bookvoed Читай-город AliExpress AMAZON