В.А. Гиляровский предлагает задуматься над проблемой проявления героизма, которая никогда не утратит своей значимости. Люди всегда совершали и будут совершать героические поступки.
Писатель рассказывает о сапёре Фёдорове, который спас командира полка. Этот мужественный человек действовал не ради собственных интересов, а ради интересов другого человека.
В. Гиляровский приводит еще один пример самоотверженного поведения Федорова, когда в критической для полка обстановке необходимо было «разрушить мост на пути наступления неприятеля». Прапорщик, докладывавший командиру полка о задумке сапера, назвал его план смелым. Фёдоров, сознательно рискуя жизнью, предложил взорвать мост особым, скрытным, способом и объяснил свое желание так: «…не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…». Его закопали заживо с проводами в руках от взрывного устройства. Причиной самоотверженного, героического поведения солдата была сильная любовь к родной земле.
Спасти командующего и помочь армии в борьбе с врагом – эти стремления Фёдорова взаимосвязаны и иллюстрируют его самоотверженность, его героизм.
В. Гиляровский запечатлел поступки настоящего героя, который не кичится своим подвигом, а скромно делает то, что подсказывает ему его сердце: любить свою Родину, беззаветно служить ей, жертвовать собой, если родной земле угрожает опасность. Такое поведение солдата не вызывает у читателей никакого сомнения в том, что он - истинный герой.
Я поддерживаю авторское мнение и поделюсь собственным мнением. Монолог главного героя о том, как он действовал, - это самый напряженный фрагмент. Постоянно удивляюсь таким самоотверженно настроенным людям. Их единственным желанием становится патриотическое желание о том, чтобы утащить врагов «… побольше за собой в могилу…».
Такое же стремление было и у советского солдата – главного героя повести Б. Васильева «В списках не значился» Николая Плужникова. Он защищал Брестскую крепость до последнего. Фашисты, увидев его изможденным, ослепшим и поседевшим, но несломленным и гордым, признали его героическое поведение и по приказу командования отдали ему честь.
Итак, героические поступки во время войн многочисленны. Во все времена народ, защищающий свою свободу, в критической обстановке проявляет самоотверженность, самопожертвование.
ТЕКСТ
Наши войска отступали перед сильным напором врага. Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
— Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
— Какой Фёдоров? Который спас меня?
— Так точно. Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская артиллерия. У него очень смелый план. Благоволите его выслушать.
Призвали Фёдорова.
— Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв берега, вот на нём все дыры — это гнёзда стрижей. С обрыва весь мост как на ладони... Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его, когда по нему пойдёт войско и, главное, орудия. Для этого провода от мин провести под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.
— Каким образом?
— Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней — ведь всего сто шагов от моста — концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
— Но и тебе тоже. Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с мостом. А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
— Точно так. Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу... Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…
Полковник задумался.
Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
— Могилу сапёры вырыли хоть куда... Провели четыре толстых газовых трубы — в две дышать, в две глядеть. Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. Батюшка пришёл, исповедал и приобщил... Ну, просто как покойника хоронили... Да ведь и не было у меня шанса выжить — все понимали.
Пришло время лезть. Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»
Страшно стало. Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет. Ушли, значит... Смотрю я на мост — никого. Дышать немного тяжело — сырой землёй пахнет... Видно, не проходил через трубу воздух. И ко сну клонит... Думаю, впрочем: засну — не проснусь, задохнусь тут. Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков... Значит, враг близко. Проскакали казаки, а так минут через десять
неприятельская кавалерия. С коней послезали и четверых отправили к мосту. А провода у меня и справа, и слева. Только соедини — и мост взорван. Мучило меня только одно: вдруг неприятель раздумает идти по мосту, пропал я, малый, зря... Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и поскакали назад. Потом вижу пыль за мостом... Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия... Чувствую уже безумный испуг... Меня и тянет провода соединить, но жду. Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. Ну, думаю, пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. Соединил провода... Как шандарахнет! Будто вся земля взорвалась — такой сильный был взрыв.
Он смолк.
— Ну а как же вы спаслись? — спросил кто-то.
— Очнулся я в госпитале. Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. Ищу трубу, чтобы подышать... На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал…
— А как же всё-таки вы спаслись?
— Ничего не знаю. Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. Видно, взрывом выбросило меня из земли... Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло... Только вверх, к воздуху выбросило. Живого... (По В.А. Гиляровскому)
Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) — русский и советский писатель, журналист, краевед.
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!