Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Правоохранители рассматривают взрыв в кафе «Патриот» как теракт

Уголовное дело по факту взрыва в петербургском кафе «Патриот» передано для расследования в Главное следственное управление СК России (СКР). Такое поручение дал глава ведомства Александр Бастрыкин. Изначально оно было возбуждено по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство общеопасным способом), но позднее СКР переквалифицировал дело на ч. 3 ст. 205 УК РФ (террористический акт).

По версии следствия, 2 апреля в помещении кафе «Патриот» на Университетской набережной на Васильевском острове в Санкт-Петербурге произошел взрыв. В результате пострадало более 30 человек, один погиб. Это был военкор Максим Фомин, известный под псевдонимом Владлен Татарский.

Встреча в кафе была организована движением «Кибер Z фронт». Такие встречи проводились периодически для обсуждения событий в Донбассе. Бар, в котором произошел теракт, ранее назывался Street Food Bar № 1 и принадлежал основателю ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину. По словам бизнесмена, он передал заведение «Кибер Z фронту», который проводил там «различные семинары». После гибели Татарского у бара появился стихийный мемориал. В Telegram-канале движения сразу после взрыва сообщили, что они принимали определенные меры безопасности, но их оказалось недостаточно.

По горячим следам следователи совместно с сотрудниками полиции и коллегами из регионального УФСБ России задержали подозреваемую в причастности к совершению теракта Дарью Трепову. На опубликованных видео с мероприятия в кафе она передает Татарскому статуэтку, которая впоследствии взорвалась. В СКР считают, что планирование и организация совершенного преступления осуществлялись с территории Украины.

Сама Трепова в ходе первого допроса подтвердила, что принесла на мероприятие статуэтку. На вопрос о том, кто передал ей статуэтку, она сказала, что «расскажет позже».

При этом в сообщении СКР отмечается, что девушка якобы придерживается оппозиционных взглядов и является сторонницей Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, организация признана экстремистской и запрещена в РФ). Сотрудники запрещенной организации, в свою очередь, опровергли свою причастность к преступлению.

Как ожидается, 4 апреля после проведения следственных действий Трепову доставят в Москву для избрания ей меры пресечения в Басманном суде Москвы. В настоящий момент СК продолжает устанавливать всю цепочку лиц, причастных к совершению теракта, – от исполнителей до заказчиков.

Национальный антитеррористический комитет (НАК) назвал убийство Татарского терактом. Аналогичную оценку произошедшему дали в Кремле.

По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Владимир Путин вчера был «незамедлительно проинформирован» о случившемся. На вопрос, можно ли сказать, что Россия столкнулась с новой волной терроризма, представитель Кремля ответил, что страна «столкнулась с киевским режимом», который «поддерживает террористические действия».

Гибель Татарского вызвала большой резонанс среди российской элиты. Соболезнования военному журналисту выразили спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, а также Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сенатор от ЛНР, заместитель секретаря генсовета «Единой России» Дарья Лантратова: она назвала Татарского «одним из самых известных военкоров Донбасса».

Зампредседателя Совбеза Дмитрий Медведев заявил, что российские граждане должны сообщать спецслужбам о случаях украинского финансирования в России. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов назвал произошедшее в «Патриоте» «бесчеловечным, чудовищным преступлением». Глава Союза журналистов России Владимир Соловьев обратил внимание на то, что от взрывчатки также погибла и журналистка «Царьграда» Дарья Дугина.

По словам источника, близкого к спецслужбам, теракты украинских спецслужб направлены против медийных персон и знаковых объектов. Но теракты против таких людей, как Дарья Дугина и Владлен Татарский, отвлекли на себя профессиональных агентов, говорит он, обращая внимание, что жертвы терактов не имели никакой охраны, а их публичная активность анонсировалась.

Кроме озлобления против украинских организаторов никаких значимых целей организаторы теракта не добились, продолжает собеседник «Ведомостей». В случае с Татарским с учетом профиля исполнительницы теракта возможно возникновение ситуации, когда спецслужбы станут работать с протестующими против проведения военной операции теми же жесткими методами, что и против исламистского подполья, заключает он. Об этом свидетельствует заявление НАК, из которого следует, что теракт был «спланирован спецслужбами Украины с привлечением агентуры из числа лиц», сотрудничающих с ФБК.

Директор Центра развития технологий XXI века Иван Коновалов говорит, что если у исламистского подполья целями терактов в большинстве случаев было запугивание обычных мирных жителей, то украинские спецслужбы организуют свои наиболее резонансные атаки против общественных деятелей, поддерживающих спецоперацию.

СВО
1,21 млн интересуются