Statista опубликовала на днях диаграмму, визуализирующую погружение, если можно так выразиться, в чай взрослого населения разных стран. Проще говоря, на диаграмме отображен процент взрослых людей, которые на вопрос пьют ли они чай регулярно, ответили «Да». В разных странах. Что такое «регулярно» и что такое «чай» в публикации не уточняется — так что диаграмма носит скорее развлекательный характер. Но от этого только интереснее.
Самый большой процент регулярно пьющих чай взрослых людей совершенно предсказуемо оказался в Турции — их там 90%. Немногим меньше — по 83% — регулярных чайников в Кении и в Пакистане. В Малайзии — 80%, в Индии — 72%, в Ирландии — 69%, в Великобритании — 59%, в Германии — 56%, в США — 49%, в Китае — 45%, в Испании — 39%. Почему в списке оказалась именно Испания, а не, например, Италия или Греция, для меня загадка.
В первом приближении все данные выглядят более или менее правдоподобно. Испания, конечно, немного смущает — но если предположить, что под чаем подразумеваются еще и травяные и фруктовые напитки, то неадекватно высокий испанский процент становится более или менее объяснимым.
Ну и любопытно, конечно, сопоставить американские 45% регулярного потребления чая с данными о том, что 80% семей в США имеют дома запас чая. Такая разница между «хранить» и «пить» четко показывает, что для значительной части американцев чай — это оказиональный напиток. Который употребляется не просто так, а по поводу. Например, когда горло заболело, не заснуть или организм вдруг начал испытывать непреодолимую потребность в эпигаллокатехинтригаллате.
Впрочем, повторюсь, не зная деталей опроса хоть как-то анализировать все эти данные бессмысленно. И даже зная детали, но не понимая особенностей чайного рынка и чайной культуры той или иной страны, можно понапридумывать себе всякого странного. Статистика вообще штука коварная. Достаточно вспомнить, например, такую вещь, как реэкспорт чая. Который позволяет чисто статистически Краснодарскому краю или Азербайджану продавать чая заметно больше, чем производить из собственного сырья.
Но мой любимый пример про понимание чайной статистики — это, конечно, данные о потреблении чая на душу населения. Которые, безусловно, элементарно гуглятся — но которые часто приходится сначала очищать от шелухи, а потом немножко понимать.
С шелухой все, в принципе, просто. Основные ее источники — это смешивание фунтов и килограммов и включение в чайную статистику мате. Превращение фунтов в килограммы при оценке объемов потребления чая, равно как и превращение футов в метры при указании высоты выращивания чая, в последнее время мне попадается крайне редко — все таки это уже совсем детский сад. Но если вдруг вы где обнаружите сообщение о том, что мощный среднестатистический житель Турции выпивает в год восемь килограммов чая — не пугайтесь. Это просто альтернативно одаренный журналист цифру восемь в табличке заметил, а буквы, следующие за ней, проигнорировал.
С мате тоже все просто. Если в обнаруженном вами списке ведущих потребителей чая лидируют южноамериканские страны — обычно это Парагвай, Уругвай и Аргентина — то это вовсе не означает, что в одной диаграмме соединены результаты первых чемпионатов мира по футболу и отчеты о потреблении чая. Просто в данной конкретной статистике мате считает чаем. Это, кстати, довольно распространенная фишка — в Книге рекордов Гиннесса в качества самой потребляющей чай страны указан именно Парагвай с его 11 килограммами мате на душу населения в год.
С фунтами-килограммами и мате, повторюсь, разобраться очень просто — и после очистки от всех дополнительных данных и ошибок статистика потребления чая на душу населения становится примерно такой.
Турция потребляет в год больше трех килограммов чая на душу населения. Ирландия — чуть больше двух. Великобритания — чуть меньше двух. Пакистан и Иран — по полтора килограмма. Россия — кило-триста. Ну и так далее. Это данные 2016 года. Они, конечно, уже сильно устарели — в Турции потребление чая на душу населения выросло уже примерно до четырех килограммов в год, в Великобритании, Ирландии и России — немного, но заметно снизилось. Но в общем и целом эти данные годятся.
Первое, что бросается в этой статистике в глаза — это, конечно, фантастический отрыв первой Турции с ее тремя-четырьмя килограммами в год от второй Ирландии с ее двумя килограммами в год. Отрыв в 60-80% — это очень много. Да и сильный отрыв Великобритании и Ирландии от России выглядит очень впечатляюще. Особенно если начать соотносить статистику с жизненным опытом и оценивать объёмы чая, выпиваемого британцами, ирландцами и турками по сравнению с собой любимым.
Ведь о чем нам сообщает статистика потребления чая на душу населения? О том, что среднестатистический житель Ирландии потребляет почти в два раза больше чая, чем среднестатистический житель России. А среднестатистический житель Турции — в три-четыре раза больше.
Представьте себе мысленно свой ежедневный чайный темп? Представили? Ну а теперь увеличьте его в четыре раза. Или хотя бы в два? Страшно? Не пугайтесь. Достаточно не смешивать потребление сухой заварки, о котором идет речь в статистике, с употреблением готового напитка. И понимать характер приготовления чая в разных культурах. И все сразу станет более или менее понятно.
Британцы и ирландцы заваривают чай под молоко и, часто, не очень долго держат чайные пакетики в кипятке. Поэтому используют больше заварки чем мы для приготовления того же объема напитка. У них даже стандартная навеска чайных пакетиков отличается от нашей — в среднем их чайные пакетики в полтора раза больше.
А жители Турции вообще используют в четыре-пять раз больше заварки для приготовления одного объема напитка по сравнению с жителями России. Потому что плотно сидят на турецком чае, который при очень крепком заваривании просто вкуснее. Особенно с сахаром.
Превратить все такие особенности потребления в точные и информативные отчеты крайне сложно. Специфику статистики «по потреблению» я только что описал. Статистика «по чашкам», довольно распространенная в Европе, тоже не особо информативна — потому что чашка чашке рознь. Так что, столкнувшись в очередной раз с удивительными статистическими данными или даже с данными, которые получены из разных источников и противоречат друг другу, не расстраивайтесь. А воспринимайте их как очередную загадку и возможность чуть лучше разобраться с тем, как устроена чайная культура.