Из Индии пришла совершенно дивная новость, вот прямо-таки вернувшая меня в детство. Там на экспериментальную чайную плантацию при токлайском научно-исследовательском институте чая в торжественной обстановке выпустили представителей семейства хищнецов, которые на латыни называются Sycanus collaris — а их русского названия я не нашел, возможно его и нет, потому что они у нас не обитают. Эти хищные клопы являются естественными врагами разных чайных вредителей, с которыми сейчас в Ассаме прямо беда.
Ковидное разрушение логистических цепочек нарушило обеспечение ассамских чайных плантаций пестицидами — и в некоторых случаях это привело к потере примерно четверти урожая. Поэтому индийские специалисты озадачились интенсивной разработкой естественных методов борьбы с вредителями. В частности — созданием привлекательных условий для естественных врагов вредителей, прямым распространением таких врагов на плантациях и высадкой между чайными кустами растений, которые вредителей отпугивают.
Для привлечения летучих мышей и птиц, которые едят всяких букашек, вокруг чайных садов пробуют высаживать фруктовые деревья. Для отпугивания насекомых между чайными кустами высаживают бархатцы и георгины, ну а насекомых-хищников просто привозят на плантации в коробочках и при изрядном стечении народа, очень торжественно и с привлечением женщин в национальных одеждах эти коробочки открывают.
Все это в совокупности — фрукты, бархатцы с георгинами и торжественное вскрытие коробочки с клопами — вызывает стойкое ощущение не борьбы с вредителями, а веселого праздника. Я, кстати, знаю, о чем говорю.
Когда мне было пять лет, в руки мне попалась отлично иллюстрированная книжка «Вредители и болезни плодово-ягодных культур». И там был раздел про естественных врагов этих самых вредителей. Большая часть из них мне была незнакома — но там были божьи коровки. Я, используя зачатки рокового обаяния, подбил своих коллег по детсадовской группе во время очередной прогулки ловить божьих коровок и собирать их в спичечный коробок, чтобы потом выпустить в саду на даче. Идея эта нашла горячую поддержку в детсадовских массах — и с прогулки я вернулся с полным коробком насекомых. Который, естественно, решил проверить уже в помещении. И уронил. И не успел ловко закрыть — поэтому все естественные враги тли разлетелись по группе, вызвав визг одной части моих ровесников и восторг другой.
Так я впервые познал сладкий вкус славы. И с тех пор с ностальгической симпатией отношусь к любому выпусканию насекомых из коробочек.