Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.84): ПОБЕДА ИИСУСА НАД МИРОМ

«До сих пор Я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Моё. И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога. Я исшёл от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу». Ученики Его сказали Ему: «Вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Потому веруем, что Ты от Бога исшёл». Иисус отвечал им: «Теперь веруете? Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мной. Это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:25–33). Стих 25. Иисус начинает эту часть разговора с повторения фразы «Я говорил вам» (таута лелалека). Последний раз Он произнесёт её в 16:33. Кажды
«До сих пор Я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Моё. И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога. Я исшёл от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу». Ученики Его сказали Ему: «Вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Потому веруем, что Ты от Бога исшёл». Иисус отвечал им: «Теперь веруете? Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мной. Это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:25–33).

Стих 25. Иисус начинает эту часть разговора с повторения фразы «Я говорил вам» (таута лелалека). Последний раз Он произнесёт её в 16:33. Каждый раз она относилась к тому, что было сказано перед этим. Иисус проводит разделительную линию между притчами (пароимиа) и прямым объяснением. В греческом тексте после слова «вам» стоит местоимение «это», которое относится к Его «притчам» или образным высказываниям, особенно в этой беседе, и Его загадочным высказываниям в 16:16 о Своём уходе и аналогии с рожающей женщиной (16:21). И хотя Иисус имел в виду последние образные высказывания, мы не ошибёмся, если скажем, что весь этот разговор был насыщен образами. В Синоптических евангелиях мы находим много примеров учения Иисуса, изложенного в притчах. В Мк. 4:34 написано, что Иисус «без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё». В данном отрывке Иисус говорил «притчами» (пароймиа) с учениками, однако затем сказал, что с этих пор будет говорить им «прямо» (паррэсиа). Иоанн уже использовал это слово раньше, не только когда говорил о том, что некоторым вещам Иисус учил открыто или явно (7:4, 26; 11:54), но также в контексте противопоставления того, чему Он учил «прямо» и того, чему Он учил иносказательно или «притчами» (см. 10:24; 11:14).

Иисус сказал, что наступает время, когда всё это изменится и Он будет говорить им об Отце «прямо». Фраза, переведённая как «наступает время», та же, что и в 16:2, и ещё раз повторится в 16:32. Может показаться, что речь идёт о «времени», когда апостолы получат Святого Духа в день Пятидесятницы, который даст им понимание и дальнейшее учение (см. 16:12–15). Такое впечатление, что эта фраза связана с «тем днём» из 16:23, 26. Однако принимая во внимание вопрос учеников (16:29), следует отметить, что после 16:25 Иисус говорит простым и понятным языком, без каких-либо метафор (16:26–28). Возможно, в этот момент ученики начали понимать смысл некоторых слов Иисуса. Более полно и ясно этот смысл откроется им после воскресения, потому что они своими глазами увидят исполнение некоторых вещей, которым учил Иисус. Окончательное понимание придёт к ним после того, как они примут Святого Духа в день Пятидесятницы. Достаточно беглого взгляда на книгу Деяний, чтобы увидеть радикальные изменения в жизни апостолов. Леон Моррис отмечает их «уверенность, твёрдую убеждённость, которые не могли появиться раньше событий, описанных в евангелиях».

Стихи 26, 27. С приходом Святого Духа в тот день Сыну больше не будет нужно просить Отца за учеников. У них будет более полное понимание Отца, которое наполнит их уверенностью, когда они будут приближаться к Нему в молитве. Тот факт, что они будут просить Отца во имя Иисуса, не означает, что у учеников не будет прямого доступа к Отцу или что они должны обращаться к Иисусу, словно Он более милостивый, чем Отец. Этот стих, также как и следующий, учит о полном единстве Отца и Сына. В других местах Писания сказано, что Иисус был ходатаем за Своих учеников в целом (Рим. 8:34; Евр. 7:25; 1 Ин. 2:1), и это также касалось и апостолов. Просить во имя Иисуса означает просить на основании Личности Иисуса и того, что Он делал, признавая, что Он один является путём к Отцу. Благодаря искупительной миссии Иисуса, кульминацией которой стала Его жертвенная смерть на кресте, ученики смогут получить прямой доступ к Отцу через молитву.

Затем Иисус назвал причину, почему Ему не нужно было просить Отца отвечать на молитвы учеников: «Ибо Сам Отец любит вас». Согласно переводу С. Барретта, Иисус сказал: «Сам Отец, по Своему собственному желанию, любит вас, и мне нет нужды просить Его об этом». И далее С. Барретт отмечает, что учение Иисуса из 16:26, 27 можно рассматривать как развитие учения из 15:13–15, «где ученики названы филои [“друзья”] Иисуса, поскольку вместе с Ним образуют один круг любви. Смысл этого отрывка в том, что Сам Отец находится внутри этого круга». У учеников были правильные отношения с Отцом, потому что они возлюбили Сына и уверовали в Него. Поэтому Иисусу не нужно умолять Отца прислушиваться к молитвам учеников. Отец с радостью их слышит и отвечает.

Стих 28. По мнению большинства комментаторов, в этом стихе отражена суть миссии Иисуса, а Джордж Бизли-Мюррей называет его «сердцем этого евангелия». В нём «обобщена вся истина об Иисусе: Его божественное происхождение, Его воплощение в человека, смерть и вознесение». Всё это отражено в этом стихе:

• Его миссия как представителя Отца («Я исшёл от Отца»; см. 3:16, 17);

• Его воплощение в человека («[Я] пришёл в мир»; см. 1:10, 14);

• Его уход из мира, когда Он умер («[Я] опять оставляю мир»; см. 14:19);

• Его возвращение к Отцу и Его вознесение («[Я] иду к Отцу»; см. 16:10, 17).

Глаголы «исшёл» (экселтон) и «пришёл» (элелута) придают словам Иисуса особый смысл. Форма первого [аорист] означает, что воплощение в человека произошло в конкретный момент времени в прошлом; форма второго [перфект] указывает на продолжение его воздействия. Иисусу было важно прийти в мир, без этого Он не смог бы стать Спасителем мира. Его уход «к Отцу» (14:12, 28; 16:10, 17, 28) был также важен, так как он означал завершение Его миссии и одобрение Сына со стороны Отца.

Стихи 29, 30. В 16:25 Иисус сказал, что приближается время, когда Он будет говорить с учениками прямо. По мере того, как Иисус продолжал говорить, смятение учеников постепенно сменялось пониманием. Затем они сказали, что теперь Иисус «прямо говорит и притчи не говорит никакой». Они думали, что начали понимать, что имел в виду Иисус, говоря о Своём уходе, хотя это было не так. Вряд ли ученики стали понимать лучше, чем до этого. Их заявление было преждевременным, поскольку обещание Иисуса о том, что им будет дано полное понимание и знание ещё не исполнилось. Очевидно, они решили, что обещанное в 16:23, 24 и 26 уже исполнилось; но это произойдёт не раньше «того дня».

Уверенность учеников в том, что они начали понимать, подчёркивается повтором слова теперь в стихах 29 и 30. Они были уверены ещё до смерти Иисуса, Его воскресения, вознесения и прихода Духа. В 16:30 они сказали: «Теперь видим, что Ты знаешь всё». Иисус понимал их смятение относительно Его ухода и Его возвращения к Отцу (16:17, 19). Их слова о том, что Иисус знает всё, означали не столько признание Его всезнания, сколько Его проницательности о том, что они думали. Поэтому, по их мнению, не было нужды, чтобы кто спрашивал Его. Ученики были настолько впечатлены тем, что Иисус знал, что их беспокоит, что не осмеливались что-либо больше спрашивать у Него. И снова мы убеждаемся в том, что Иисус знал, о чём они думали, отвечая на непроизнесённые вопросы. Ему известны все мысли и помышления сердца (см. 2:25). Уверенность в том, что Иисусу всё ведомо, убедила учеников в том, что Он пришёл от Бога: «Поэтому веруем, что Ты от Бога исшёл». Принимая во внимание 16:32, вероятно, это их заявление о своей вере было незрелым; но даже в этом случае они действительно были уверены в Иисусе и верили в Него.

Стихи 31, 32. Ответ Иисуса ученикам в 16:31 напоминает Его ответ Петру в 13:38: Он повторил их слова, а затем произнёс предостережение. В большинстве переводов, как и в случае с Петром, Иисус повторил их слова в виде вопроса («Теперь веруете?»). Однако Иисус не спрашивал, а утверждал, поэтому более правильным является прочтение: «Наконец, вы верите!» Д. Карсон переводит Его слова буквально: «Теперь вы верите!» На наш взгляд, более логично прочтение: «Теперь вы верите», как констатация факта. Иисус делает акцент на слове арти, переведённым как «теперь». В отличие от нун, «теперь» в 16:29, 30, арти означает «больше, чем просто момент времени… Оно означает конкретное состояние, переломный момент [16:12; см. 13:7, 33; Откр. 12:10]» (Уесткотт). По сути, Иисус говорил: «Вы верите в этот момент».

Иисус не отрицал того, что у учеников была определённая вера; Он признавал их веру в 16:27. Хотя их вера была незрелой, они (как и Пётр в 13:37) были искренними в своих убеждениях. Не сомневаясь, что они верили, Иисус предостерёг их, как Он предостерёг и Петра в 13:38. Даже несмотря на их любовь к Иисусу, их вера была недостаточно сильной. По сути, Иисус сказал: «Это правда, что в этот момент вы верите, но “наступает час и настал уже”, когда вы все оставите Меня». Фраза «и настал уже» подчёркивает неизбежность того, что они оставят Иисуса. Они оставят Его уже в ту же ночь. Хотя у них была вера, она не укрепит их; они рассеются каждый в свою сторону. Риторика Иисуса напоминает Его слова из Мк. 14:27, когда Он процитировал из Зах. 13:7: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь, ибо написано: “Поражу Пастыря, и рассеются овцы”».

Хотя ученики оставят Иисуса, Он не будет один, потому что Отец будет с Ним. Ранее Иисус уже говорил, что Отец не оставит Его одного, ибо Он всегда делал то, что угодно Отцу (8:29). Если Иисус не мог рассчитывать на поддержку учеников, Он мог всегда быть уверенным в присутствии и поддержке Отца.

Стих 33. Зная, что ученики оставят Его, Иисус тем не менее старался утешить и ободрить их. Последние слова Иисуса начинаются фразой «Это сказал Я вам», которая также звучит здесь в последний раз. В этом контексте она может относиться к предыдущим словам Иисуса о том, что ученики разбегутся после ареста Иисуса. Иисус говорил, что Ему известно, что они оставят Его, но Он хотел, чтобы в их сердцах был мир, а не тревоги. Однако не исключено, что эта фраза подытоживает всю прощальную беседу, целью которой было ободрить учеников и дать мир их сердцам.

Ф. Брюс обращает внимание на два уровня существования: (1) «во Мне» и (2) «в мире». Все ученики живут на обоих уровнях. Иисус ободрил учеников, «чтобы вы имели во Мне мир». Фраза «во Мне» напоминает нам аллегорию Иисуса о виноградной лозе и ветвях, в которой Он подчеркнул важность пребывания в Нём (15:5–7). Пребывающие в Иисусе, сохраняющие с Ним близкие отношения, могут иметь «мир» (эйрэнэ). Более того, они «будут иметь мир», на что указывает конструкция, выражающая цель. «Мир», который ученик имеет в Иисусе, больше проявляется внутренне, чем внешне. Это — состояние ума и спокойствие души, которые могут испытывать только верующие. Это тот «мир Божий, который превыше всякого ума» и который «соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:7).

Мир, который благословляет жизнь учеников, не освобождает их от испытаний и скорби. Наоборот, Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь» (тлипсис), имея в виду неизбежные страдания Его учеников. Слова о том, что в мире учеников ждёт скорбь, перекликаются с учением Иисуса о ненависти мира к Его ученикам (15:18—16:4). В Новом завете слово тлипсис используется в контексте страданий первых христиан (см. Деян. 14:22; 20:23; 1 Фес. 3:2–4). Их постигнут бедствия, которые влекут горе, притеснения, вражду и скорби.

Несмотря на скорби, идущие из мира, Иисус призвал Своих учеников «мужаться» ибо, как Он Сам сказал: «Я победил мир». «Победил» — перевод глагола неникэка, перфектная форма которого означает законченное действие, результат которого остаётся до сих пор. Иисус одержал победу над миром так же, как Он поразил и сатану, князя этого мира. Тема победы Иисуса звучит в 1 Ин. 2:13, 14; 4:4; 5:4, 5. Хотя мир продолжает свои нападки, Иисус победил его; и пребывающие в Нём разделяют с Ним эту победу. Для мира крест был символом поражения Того, кто доставил ему столько проблем. Но на самом деле крест знаменовал победу Иисуса. Он победил мир как слабостью, так и силой; Он поразил смерть, умерев; Он одержал победу над сатаной, князем этого мира, позволив тому считать себя победителем. Иисус пришёл в этот мир с особой миссией, и теперь она была практически завершена. Иисус уже мог говорить о ней, как о завершённой.

Плач Иеремии