Эмоциональный интеллект - способность видеть, понимать, различать эмоции, эмоциональне состояние свое и других людей.
Д. Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект», пишет: «Эмоциональный интеллект включает в себя такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться».
Люди с развитым эмоциональным интеллектом способны и умеют конструктивно решать проблемы, не впадая в эмоции; договариваться с людьми, "правильно" реагировать на разные ситуации (негативные, чрезвычайные, экстремальные).
Наши эмоции возникают в ответ на какое то событие - и наша реакция (определенная эмоция), это наша внутренняя проекция своего мировосприятия(то есть мы таким образом уже искажено видим эту ситуацию) - мы можем впасть в ступор, отреагировать бурно - закричать, либо, осознав свои чувства и эмоции, конструктивно проанализировать ситуацию.
Эмоциональный интеллект в том числе помогает научиться фильтровать наши внутренние проекции, различать, отслеживать свои эмоции - без искажений, адекватно смотреть на мир и, не впадая в отчаяние, решать проблемы и задачи в жизни. Адекватно и спокойно реагировать на критику, на насмешки, упреки, навязывания со стороны других людей; формирование личных границ и многое другое.
Людям с не развитым эмоциональным интеллектом на самом деле приходится тяжело в жизни. Потому что в большинстве случаев они живут и действуют по животным инстинктам. Не способны договариваться, достигать своих целей, строить масштабные проекты, строить взрослые гармоничные отношения и в целом расслабляться и наслаждаться жизнью.
Поэтому очень важно тренировать эмоциональный интеллект с детства!
Учить детей тому, что каждая их эмоция это нормально. Обьяснять, что если они плачут, грустят, злятся - это хорошо, это их нормальные реакции и не стоит стесняться, бояться этого или скрывать. Также будет очень эффективно, если родители будут уметь распознавать свои эмоции и говоритьь о них открыто детям. Например: "Мама сейчас грустит, потому что она разбила свою любимую кружку. Грустить нормально, мама тебя любит. " Когда такое обьяснение будет дополнением к общению. в семье, дети это будут впитывать и автоматически у них будет развиваться эмоциональный интеллект.
Дети легко считывают внутреннее состояние родителей, но не умеют конструктивно анализировать причины.
Поэтому у детей механизм один - "Если мама/папа расстроены/злятся/грустят - значит виноват я". Если родители не объясняют ребенку "причины" своего негативного внутреннего состояния, он каждый раз будет думать, что виноват он, и с каждым разом это чувство вины будет увеличиваться.
Еще важный момент - когда эмоции не только не проговариваются, но подавляются и запрещаются.
Когда маленький мальчик плачет, если ему больно говорят: "Мужчины не плачут", "Закрой свой рот", "Плакса мне не нужен", "Уйди с моих глаз, успокоишься вернешься" и другие.
А девочке, например, когда она плачет: "Хорошие девочки не плачут", "Фу, некрасивая, когда плачешь", "Будешь плакать, замуж не выйдешь" и другие.
Каждый раз, запрещая испытывать "негативные" эмоции нашим детям - мы закрываем их эмоциональный контейнер. Но эмоции будут возникать в течение жизни, а так как контейнер закрыт - эмоции будут копиться и выплескиваться время от времени через истерики, эмоциональные срывы чаще на близких, либо глушиться алкоголем, курением и заеданием.