Найти тему
Kino Kid

«Вавилон» (2022, Дэмьен Шазелл): Изнурительная ода раннему Голливуду

Золотой век Голливуда. Старлетка Нелли ЛаРой (Марго Робби), актер на пике популярности Джек Конрад (Брэд Питт), мексиканский эмигрант Манни Торрес (Диего Кальва) и амбициозный чернокожий музыкант Сидни Палмер (Джован Адепо) – главные герои фильма, карьеры, которых стремительно взлетают и также стремительно рушатся в турбулентное время перехода от немого кино к звуковому.

-2

Фильм повествует о сладком сне, который превращается в непробудный кошмар, но также ностальгирует о прошлом и словно предостерегает об опасности молодых деятелей кино, которые еще только мечтают взобраться на вершину Вавилонской башни.

-3

Сотворив «Вавилон» как некий антипод «Ла-Ла Лэнду», Дэмьян Шазелл пустился во все тяжкие, объяснился в любви кинематографу и возможно завершил свою карьеру. Критика жестким катком прошлась по режиссеру, который надеясь на ошеломительный триумф не смог сотворить что-то внятное из творческого беспорядка у себя в голове. Допустив много грубых исторических неточностей, он запутался в сюжете и потерялся в хаосе пошлости и человеческой ничтожности, творящимся за кулисами старого Голливуда.

-4

Фильм бьется в припадке на протяжении всего фильма, словно эпилептик на американских горках, что невольно испытываешь усталость от увиденного и услышанного. Режиссер иногда позволяет зрителю отдохнуть, разбавляя кадры лирикой и мелодрамой, но чуть почуяв накатывающую зевоту вновь бросает зрителя под колеса своего зрелищного детища.

-5

Картинка фильма безупречна, кинооператор Линус Сандгрен, получивший премию «Оскар» за операторскую работу на фильме Шазелла «Ла-Ла Лэнд» вновь сотворил чудо на экране, но, к сожалению, не был отмечен Академией в этом году. Актерская игра на высоте. Брэд Питт и Марго Робби как будто в роли самих себя, Питт уже на закате своей карьеры, а Робби еще в начале творческого пути. Главное, чтобы этот фильм не сыграл с ними злую шутку, и они не кончили как свои персонажи.

-6

Смущает как представлен в фильме персонаж Манни Торреса. Камера безустанно наезжает на его вечно удивленное лицо с большими коровьими глазами. Эти кадры как константа в фильме, когда они долго отсутствуют, начинаешь ерзать на стуле. Сложилось впечатление, что Шазеллу не давал покоя фильм «Иди и Смотри» Элема Климова и он хотел показать на примере деятельного мексиканца, что с человеком сотворил мир кинематографа – его широко распахнутые глаза полные надежды на молодом сияющем лице превратились в тяжелые и печальные глаза на сером от усталости лице.

-7

Хочется отметить непревзойденную актерскую игру супруги Шазелла Оливии Хамильтон, она получила свой звездный час в роли режиссера Рут Адлер, собирательного образа женщин-первопроходцев в кино (см. Дороти Арзнер, Алис Ги-Блаше, Лоис Уэбер). Режиссер Спайк Джонс («Она», «Адаптация») великолепно сыграл сумасбродного режиссера эпических сцен Отто фон Штрассбергера, прототипа Эриха фон Штрогейма. А Тоби Магуайр в роли знатного упыря будет преследовать зрителя в кошмарах еще очень долгое время.

-8

Последние десять минут «Вавилона», созданные, чтобы закрепить просмотренный материал, только испортили впечатление о фильме. Надо знать когда остановиться. То же можно сказать о сцене со слоном. Она выбивается из контекста, излишне затянута и, хотя, знакомит с главным героем, все же не стоило так крепко за нее держаться. У фильма внушительный хронометраж, который пугает, но несмотря на это просмотр дается легко. Правда создается впечатление, что режиссер слишком прикипел к фильму и яростно боролся за то, чтобы из фильма ничего не вырезали. Много кадров стоило, не сожалея, бросить в топку, ничуть не испортив, а только усилив впечатление о просмотре.

-9

В финале режиссер оставляет зрителя наедине с собой обмазанного фекалиями, облитого рвотой, пропитанного слезами и испачканного кровью со словами, что невзирая на все, что вы увидели, кино это прекрасно и словно извиняясь силой принуждает к просмотру «Поющих под дождем», чтобы стереть из памяти, все то, что происходило на экране последние три часа.