Ниже представлен текст задания с выделенными словами, непонимание которых ребёнком, может быть причиной ошибки в выборе ответа. В предыдущей статье рассмотрено значение слова одновременно. Для тех, кто ещё не читал эту статью, даём ссылку. https://dzen.ru/a/Y8RO5IRssWAjnkzw?share_to=link
Как известно, в осознании текста задачи на движение двух тел, помогает чертёж. На чертеже к данной задаче:
1. Отрезок АВ - расстояние между девочками перед тем, как они начали движение (это весь путь, который пробежали девочки).
2. Точка А - место расположения одной девочки, точка В - место расположения другой девочки до начала движения.
3. Стрелками показано направление, в котором бежит каждая девочка (девочки бегут навстречу друг другу).
4. Точка О (середина отрезка АВ) - середина пути и место встречи двух девочек. Место встречи принято обозначать флажком.
Отрезок АО обозначает путь, который пробежала первая девочка. Отрезок ОВ - путь, который пробежала вторая девочка. Каждый из этих отрезков составляет половину пути (АО = ОВ). Значит, девочки пробежали одинаковое расстояние.
Так как девочки начали движение одновременно и одновременно закончили (при встрече), то они были в пути одинаковое время. Это означает, что девочки пробежали одинаковое расстояние за одно и то же время. Следовательно, они бежали с одинаковой скоростью.
Подумаем вместе, какие проблемы могут возникнуть у детей при построении чертежа. Поделитесь в комментариях! Задайте свои вопросы и вы получите ответы на них. Возможно на некоторые из них вы найдёте ответ прямо сейчас.
1. Какой длины брать отрезок АВ? Ответ: длина отрезка АВ на чертеже не имеет значения.
2. Как найти середину отрезка АВ? Ответ: разделить отрезок АВ пополам, т.е. на две равные части.
3. Как разделить на две равные части? Ответ: если чертёж выполняется в тетради, то по клеточкам; если на нелинованной бумаге, то можно воспользоваться линейкой или "на глаз".
4. Можно ли начинать чертёж не с отрезка АВ? Как? Ответ: Можно. Можно поставить точку А на листе бумаги и начертить отрезок АО (вправо от точки А) произвольной длины. АО - половина пути, т.е. тот путь, который пробежала первая девочка.
Затем продолжить отрезок АО за точку О (произвольно вправо. Лучше по линейке). После чего взять циркуль, поставить иглу циркуля в точку О.
Раздвинуть его так, чтобы карандаш был в точке А. Затем, оставляя остриё циркуля в точке О, другую ножку циркуля развернуть вправо и сделать отметку на продолжении отрезка АО. Обозначить полученную точку буквой В. Отрезок АВ - это и будет весь путь.
5. Можно ли каким-то образом подготовить детей к построению чертежа? Ответ: Можно. Мы включаем в тетради для дошкольников задания, которые способствуют такой подготовке. Например, задания для детей 3-4 лет.
Мы рассматриваем задания, где путь не только по прямой линии. Проводя пальчиком по линии, дети ощущают разницу. Они получают представление о разных линиях: прямая, ломаная, кривая. Конечно, без использования терминологии.
В этом задании движение кузнечика по ломаной линии.
Проводя по линии пальчиком, ребёнок комментирует, как движется пальчик. В данном задании: вверх-вниз-вверх. В предыдущем задании: вверх-вниз-вверх-вниз.
В 4-5 лет такое задание доступно детям. В данном случае просто выбор стрелки. Некоторые дети, глядя на рисунок, сразу выбирают и обводят нужную стрелку.
Другим необходимо пальчиком провести по рисунку в направлении движения животных, затем по каждой стрелке и только после этого сделать свой выбор. Всё ИНДИВИДУАЛЬНО!
Этот же рисунок иллюстрирует движение двух объектов в одном направлении.
Можно привести и другие примеры заданий, которые можно рассматривать в качестве подготовительных к обучению детей решению задач на движение.
Напишите в комментариях, какая связь между этим заданием и тестовым заданием 5 для 4 класса.
Следите за публикациями! Подписывайтесь на мой канал!
Здесь будет ещё много интересного и полезного для вас и ваших детей!
Успехов!